Нужные люди. Какими навыками должны обладать молодые специалисты?

Виталий Колбасин / АиФ

Аналитики hh.ru рассказали, какие специалисты наиболее востребованы у работодателей и какие навыки помогают молодым людям в поиске работы.

   
   

Купи-продай

Проанализировав более 7 тысяч актуальных вакансий в Тульской области по данным за июль 2022 года, эксперты пришли к выводу, что в регионе нарасхват продавцы. Для этой позиции открыто 9% от общего числа вакансий (а их не один десяток). Вторую строчку рейтинга заняли менеджеры по продажам (6%). Третью - врачи (5%).

Региональный топ не особо отличается от общероссийского. Разве что только третьим местом - оно в России принадлежит не врачам, а водителям. Также в лидерах значатся программисты, инженеры-конструкторы, повара, бухгалтеры и т. д. Менее всего интересуют работодателей event-менеджеры, видеооператоры, гейм-дизайнеры, арт-директора, директора по информационным технологиям, оценщики, продюсеры, менеджеры по стратегии и андеррайтеры.

При этом в обзор аналитиков попадают только вакансии, размещённые на сайтах поиска работы. Реально же существующий кадровый дефицит в организациях и на предприятиях области подразумевает острую нехватку и других специалистов. 

«Как и большинство близких по профилю компаний, мы испытываем большую потребность в специалистах по металлообработке, а в нашем случае ещё и с их более узкой специализацией - автомобильной, - рассказывает директор предприятия  Константин Быков. - Но молодые люди в поисках лёгкого пути нередко отдают предпочтение купле-продаже, поэтому на производстве и существует определённый кадровый голод».

Рассчитывать на выпускников профильных учебных заведений тоже особо не приходится - там дают хорошие знания, но неполные, и в основном теоретические, а нам нужны работники с практическими навыками. Поэтому нужных специалистов стараемся воспитывать самостоятельно и нацеливаем их на конкретные задачи, решаемые в нашей компании.

Хочу работаю, хочу нет

«Большим спросом пользуются хорошие механики и автослесари, - говорит гендиректор группы компаний Андрей Ахромешин. - Вопрос кадрового дефицита стараемся решать во взаимодействии с учебными заведениями. Но из человек пяти в год, которых берём на дипломные проекты, в лучшем случае может остаться только один.

Одна из проблем неприживаемости молодых специалистов в том, что некоторые из них уже изначально нацелены на работу не то что в других компаниях, но даже и в иных отраслях. А учатся, выходит, просто для получения хоть какого-то образования - кто-то сам так решает, а кого-то и мама с папой заставляют. Тех же, кто решает у нас остаться, приходится, иногда даже с нуля, дотягивать до требований, предъявляемых нам заводами-производителями техники, с которыми сотрудничаем». 

«При желании работать, все профессиональные качества - дело наживное», - считают работодатели.
   
   

А к единственному критерию при отборе кадров многие руководители тульских компаний относят просто желание кандидата работать. По их мнению, именно этого порою и не хватает молодым специалистам, склонным часть рабочего времени проводить, к примеру, в соцсетях и т. д. А все профессиональные качества, считают руководители, при наличии желания работать - дело наживное.

«Но к специалистам, взаимодействующим непосредственно с клиентурой, например, к мастерам приёмщикам или инженерам по гарантии, требования, безусловно, повышенные, необходимо уже не только «желание работать», - уточняет Андрей Ахромешин. - В этом случае мы обращаем внимание на коммуникабельность - способность общаться, умение правильно говорить и способность решать в случае необходимости спорные или конфликтные вопросы. Такими качествами обладают далеко не все». 

Ну, возьмите меня

По данным экспертов, проанализировавших более 22 тыс. свежих резюме жителей области до 35 лет, в первую тройку навыков, которые отмечают у себя молодые специалисты, вошли: умение работать с компьютером (этот навык указан в 15% резюме), умение работать в команде (13% резюме) и грамотная речь (11%). Также в топ-10 навыков попали - хорошие организаторские способности, умение работать с большим объемом информации, умение вести переговоры, а также деловую переписку и др.

Интересно, что именно эти навыки и хотели бы видеть работодатели у соискателей. Однако не всему из перечисленного можно научить.

«Как это ни странно, но в нашем учреждении, где по мнению большинства людей, определяющим является творческая составляющая, в первую очередь тоже необходимы продавцы, то есть специалисты по продвижению. А их по нашему направлению мало где готовят, - говорит директор Театрально-концертного центра областной столицы Марина Мирская. - И это большая проблема, потому что продавать услугу в принципе сложно, а продавать услугу в области культуры и искусства ещё сложнее. Готовых специалистов в этой области у нас нет. Мы постоянно находимся в процессе их поиска и сами готовим их как можем. При этом избегать текучести по этим должностям нам не удаётся. Найти людей, действительно увлечённых продвижением именно нашего продукта - спектаклей и концертных программ - очень сложно».

Одна из основных причин, по которым сотрудники не задерживаются на рабочих местах, - неудовлетворённость зарплатой. И это уже превращается в тенденцию, когда молодые люди получив знания и навыки по какой-либо специальности в одном месте, перебираются в другое - более денежное. Что только подтверждает выводы экспертов рынка труда в регионе: самые востребованные специальности – не значит самые высокооплачиваемые. Так, сегодня медиана предлагаемой зарплаты в вакансиях продавцов составляет 33 888 руб., в вакансиях менеджеров по продажам – 50 000 руб., в вакансиях врачей – 60 000 руб.