Не дешевле Казани? Президенту пожаловались на дороговизну платных дорог

Валерий Христофоров / АиФ

«Тульский» тариф для трассы М-4 «Дон» оказался сопоставим с новой автомагистралью М-12 «Восток». Подробнее - в материале tula.aif.ru.

   
   

Вопрос президенту

63-летний москвич Сергей Гвоздев-Карелин, уроженец Казани и кандидат технических наук, дозвонился в прямой эфир программы «Итоги года с Владимиром Путиным» и задал президенту вопрос относительно высоких тарифов на проезд по новой платной автодороге М-12 «Восток» от столицы России до столицы Татарстана. Открыть сквозной проезд по этой дороге должны только сегодня, но расчёт тарифа по участкам, ранее запущенным в эксплуатацию, показал: в среднем это около 6 руб. за 1 км пути для легкового авто. Это, по мнению жалобщика, очень дорого. Глава государства откровенно удивился, заявил, что стоимость проезда должна быть 4-4,5 тыс., не больше, и пообещал проверить.

Компания-оператор новой дороги по горячим следам заявила, что за проезд по всему маршруту обойдётся примерно в 4,5 тыс. руб. Ещё чуть более 300 руб. нужно будет заплатить за проезд по новому мосту через Волгу. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Что если это «будний» тариф для проезда с понедельника по четверг? А на пятницу, выходные и праздничные дни, судя по другим участкам платных дорог России, он может быть значительно выше и приблизиться к заявленным москвичом из Казани 6 тысячам целковых.

Тарифы растут, а качество?

Проблема тарифов на проезд актуальна и для нашей области. Ведь через регион проходит около 200 км федеральной автодороги М-4 «Дон», и почти все они – платные. Проезд через всю Тульскую область весь регион по «праздничному» тарифу обойдётся на легковушке в 900 руб. То есть, те же «казанские» 4,5 руб. за км – если, конечно, для трассы М-12 озвучена всё-таки стоимость проезда тоже по пятницам и красным дням календаря.

А главные претензии водителей в том, что тарифы растут (порой чаще раза в год), а в качестве обслуживания мало что меняется. Да, есть возможность вызвать аварийного комиссара в случае ДТП или если закончилось топливо. Но на этом, пожалуй, плюсы и заканчиваются.

В договоре публичной оферты на сайте оператора дороги прописано много прав самого оператора и не меньше обязанностей пользователя дороги. А, скажем, в случаях заторов перед пунктами взимания платы, компания снимает с себя ответственность за задержку движения. Ничего там нет ни про обязательство обеспечить автомагистральный скоростной режим не ниже 110 км/ч, ни про сплошное искусственное освещение платных участков. Наверное, поэтому в пределах нашей области освещено не более 40% дороги, протяжённость скоростных участков, где стоит знак ограничения 110 км/ч, примерно такая же – порядка 83 км. А с ноября по март включительно и там вводится ограничение 90 км/ч, то есть, по факту это обычная дорога общего пользования, где сильно не разгонишься. При этом ни в соседней Московской (где существенно выше интенсивность движения несоизмеримо выше), ни в Липецкой областях о таком «торможении» и не слыхивали.

   
   

«Вывернули наизнанку»

Председатель Союза пассажиров России, член общественного совета при Минтрансе страны, кандидат экономических наук Кирилл Янков назвал тарифы на проезд по платным дорогам России «запретительными». Он отметил, что многие водители предпочитают объезжать такие участки по старым и узким дорогам, в том числе, регионального, межмуниципального и даже местного значения.

Как подчеркнул Янков, абсолютно здравая идея платных дорог в России оказалась «вывернута наизнанку». Скоростные платные дороги огибают населённые пункты, по которым едут те, кто, по каким-то причинам не готов платить. А это и сокращение межремонтных сроков дорог, и рост аварийности, и ухудшение экологической ситуации.

Классический пример тому – региональная автодорога Лапотково – Ефремов (через Тёплое) в Тульской области. Наряду с трассой М-2 «Крым» её часто используют, чтобы объехать платные участки трассы М-4 «Дон» от Москвы и почти до границы с Липецкой областью. Разумеется, дополнительный транзитный график серьёзно усиливает нагрузку на эту дорогу – ведь по ней едут не только легковые авто. То есть, правительство Тульской области вынуждено чаще ремонтировать эту дорогу, население дышит выхлопами, чаще болеет, и его нужно лечить. Тем временем, «Автодор» (вроде как тоже «государственный») зарабатывает на трассе «Дон». Получается,  приватизация прибылей и национализация убытков.