На берегу мёртвой реки. Как нечистые воды убивают Дон

Слияние нечистот, льющихся из Донского по малой речке Ольховец, происходит у подножия легендарной Бобрик-горы, аккурат под окнами детского санатория «Иншинка», г.Донской, ул. Красноармейская, 1-а. Зловонный поток устремляется сначала в речку Бобрик и через пару сотен метров в Дон, 24 часа 7 дней в неделю уже лет тридцать, без выходных. Сколько за это время в Дон вылито продуктов жизнедеятельности местного населения в кубометрах и сколько выльется ещё, подсчитать не представляется возможным. Тем более что процесс продолжается, и нет никаких оснований ожидать, что в обозримом будущем он прекратится.

   
   

Неприятное путешествие

Как рассказывали первостроители, ручеёк вытекал из небольшого озерца на тогдашней окраине молодого города Сталиногорска. Позже водоём попал под застройку, на его месте появился кинотеатр «Восход» - точная копия тульского «Салюта», и жилые дома. Но природу не обманешь. Всякий год подвалы пятиэтажек по весне наполняются грунтовыми водами, а истоком ныне считается относительно недавно пробуренная скважина, из которой и вытекает ручеёк. Находится она на территории Детского парка, отсечённого от бывшего озерка магистральной Комсомольской улицей. На неведомо откуда доставленном сюда внушительном булыжнике начертано – «ИСТОК ДОНА». Здесь и далее в парке всё более или менее чинно и благородно. Если не считать, что каскад прудов, реконструкция которых начата при прошлом городском руководстве, ныне приостановлена и нижние пруды являют собой унылое зрелище. Бетонные берега разрушаются, ограждение разваливается. 

В Ольховец, поближе к Бобрик-горе, сливается также из цистерн «особого назначения» содержимое выгребных ям, коими до сих пор пользуются собственники частных домов.

Пройдя тоннелем под оживлённым шоссе, Дон ручейком бежит по берёзовой роще и образует в глубоком и обширном овраге два водоёма. По правому берегу тянется старинная деревня Урванка, застроенная современными особняками, подворья которых местами вплотную примыкают к акватории. На нижнем пруду расположена городская зона отдыха с обустроенным пляжем. Летом здесь полным-полно народа, и если в недавнем прошлом купание строго-настрого запрещали санитарные врачи, ссылаясь на то, что с крутых берегов в пруд стекают элементы таблицы Менделеева с террикоников некогда существовавших угольных шахт, то теперь медики смирились. Ведь иных мест для пляжа в городе нет, а народ от водоёма не отвадить никак.

После плотины Дон опять бежит ручейком, и с правого берега принимает первый нехороший приток, сезонный, образованный аварийным сбросом канализации Урванских микрорайонов. Таких «притоков» на территории Новомосковска три. Профессиональный эколог Владимир Болдырев, сорок лет занимающийся проблемой в том числе и стоков, объясняет загрязнение Дона в черте города тем, что канализационно-насосные станции (КНС) не всегда справляются. Да и как справляться, если строительство крупных жилых комплексов в Новомосковске идёт ударными темпами, а система очистки сточных вод остаётся, по большей части, на прежнем, советском ещё, уровне.

Так или иначе, но из Новомосковска Дон выбегает относительно чистым, и – о чудо! – в конце 90-х в ручье появилась на некоторое время рыба. Дело в том, что близ деревни Малое Колодезное, что сразу за городской околицей, река образует обширный разлив, следствие грандиозных земляных работ по сооружению Ивановского канала, затеянного в позапрошлом веке Петром Великим. Вода здесь отстаивается и фильтруется густыми зарослями водной растительности.

И все бы хорошо, но в двух километрах ниже по течению в ожившую ненадолго реку впадает левый приток, со стороны деревни Кожанка. Собственно, это обычная сточная канава, не оставляющая не то что рыбе, но любой живности ни малейших шансов на выживание. И ещё чуть ниже, под Бобрик-горой, Дон окончательно умерщвляется нечистотами по цепочке Ольховец-Бобрик. Потому как в городе Донском очистных сооружений нет.

Правда, относительно недавно в микрорайоне Новоугольном они построены – в целях очистки сточных вод жилого комплекса, возведённого по федеральной программе переселения людей из ветхого и аварийного жилья. Строили долго, нудно, затратно, с ежегодным переносом сроков ввода в эксплуатацию. Ну, вот построили, и даже запустили, и даже работают, но результат всё тот же. Не потому ли, что сток из Центрального микрорайона города Донского впадает во всё тот же Ольховец? А ещё местные жители сообщают, что в Ольховец, поближе к Бобрик-горе, сливается также из цистерн «особого назначения» содержимое выгребных ям, коими до сих пор пользуются собственники частных домов, не имеющих выхода в централизованную канализацию.

До впадения речки Люторичь, разбавляющей белесую муть, а это уже в Узловском районе, многократно воспетая классиками река Дон и не река вовсе. Скверно пахнущий поток, рядом с которым находиться не то что неприятно – небезопасно. Того гляди подхватишь какую-нибудь заразу.

   
   

Макияж для утопленника

Из осведомлённых источников стало известно, что к 650-летию Куликовской битвы, а грядёт юбилей в 2030-м, немалые федеральные средства будут вложены в кардинальное обновление соответствующего туристического маршрута, дабы и туляки, и ожидаемые многочисленные гости на всём его протяжении могли полной грудью вдохнуть аромат истории тех знаменательных для России времен. То есть не только само место Мамаева побоища, но и окрестности украсят новыми памятниками, а в населённых пунктах, расположенных на протяжении маршрута и так или иначе связанных с историей сражения, объекты капитально отремонтируют.

Воду отсюда лучше не пить. Фото: Из личного архива

Якобы и Новомосковск не будет в этом плане обойдён. В частности, планируется новое решение обустройства истока Дона, капремонт местного историко-художественного музея и сооружение смотровой площадки. Оно, конечно, здорово, если завершится, наконец, реставрация каскада прудов в Детском парке, центре притяжения не только местной детворы, но и ребятни с родителями из сопредельных районов, где и знаменитая детская железная дорога, и зоопарк, и многочисленные аттракционы на любой вкус. 

Ну а сам Дон-батюшка как же? Так и останется к тому времени мутным, дурно пахнущим потоком с поросшими бурьяном берегами? А ну как пытливые гости-экскурсанты вознамерятся, к примеру, посетить Бобрик-гору, где, как известно, сохранились остатки родового имения графов Бобринских, прямых потомков Екатерины Великой, покоящихся в дряхлеющей усыпальнице? И ведь непременно спустятся к реке, как без этого. И вдохнут, так сказать, аромат истории.

В своё время новомосковский литератор Александр Пешков так поэтически сказал о главной, пожалуй, местной как географической так и исторической доминанте Новомосковска и Донского: «В небе гром, не испить супостату!..» В смысле, шеломом из Дону. И правда – не испить. Ни супостату не испить, ни заезжему туристу. А вот как метко выразилась сотрудница одной из природоохранных организаций: «Богато украшать исток Дона при нынешнем состоянии его дальнейшего русла в наших пределах – это всё равно, что украшать утопленника изысканным макияжем». Но, может, у государства, в чьём ведении находятся реки, свой взгляд на ситуацию. И все-таки найдутся деньги на очистку реки, на «заглушки» на загрязняющие её стоки.

Мнение

Вадим Баранов, председатель ТРОО «Экологическая защита»: «Проблема загрязнения рек региона сточными водами является застарелой, после развала Советского Союза ей не уделяли должного внимания. Основные наши реки области, такие как Ока, Дон, Упа относятся к классу загрязнённости «Грязные». С 2022 года запланированы мероприятия по поэтапному проектированию работ по расчистке 80 километров реки Дон на всей территории Тульской области с дальнейшим финансированием в рамках национального проекта «ЭКОЛОГИЯ».