«Милитаристская» сюита. Нужен ли гимну Тулы четвёртый куплет?

«Тульская оборонная» – одна из самых известных песен о городе оружейников. Она отражает его суть, его историю, трудовой и ратный подвиги туляков. А появилась она так…

   
   

Притулившийся композитор

После «зимней» советско-финской войны 1939-1940 гг. композитор Анатолий Новиков написал песню «Самовары-самопалы» на стихи поэта-песенника Сергея Алымова. Сегодня она показалась бы чересчур бодрой, такой ура-патриотической, но началась Великая Отечественная война, осенью немцы подошли к Москве и Туле. И тут вспомнили про «Самовары-самопалы» и тульский «чаёк» для врага. А ещё этот творческий дуэт воспел легендарную мосинскую трёхлинейку в песне «Тульская винтовочка» – тоже перед самой войной.

Но про Тулу Анатолий Новиков не забыл и после войны. Про приглашению областного управления культуры осенью 1958 года вместе с поэтом-песенником Владимиром Гурьяном они много времени провели в городе. Их попросили написать песенную сюиту для местного хора под условным названием «Тула – родина моя». Гурьян много беседовал с туляками, поражался названиям улиц, многие из которых были связаны с производством вооружения и боеприпасов. Это и вдохновило на создание песни «Тульская оборонная».

Непростая судьба

Но не её одной. Всего было создано десять частей сюиты – «Тульская былина», «Баллада о тульском коммунаре», «Тульская оборонная», «В Индию мы песню посылаем», «Тулица», «Переулочек», «Тульский пряник», «Зелёная палочка», «Жаркий спор», «Перекуём мечи на орала!». Сюиту авторы посвятили памяти одного из первых советских руководителей Тульской губернии Григория Каминского.

Но наиболее известной её частью стала песня «Тульская оборонная». Вот только у её четвёртого куплета оказалась непростая судьба. Во второй половине 60-х годов прошлого века началось некоторое потепление международных отношений на фоне ядерного противостояния ведущих мировых держав. А после достижения ядерного паритета они подошли к «разрядке» международной напряжённости.

Доходило до смешного: в январе 1977 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев приезжал в Тулу, чтобы вручить городу Золотую звезду Героя. Одним из пунктов его поездки стало посещение ТОЗа. Как воспоминает тогдашний заместитель редактора заводской газеты «Ударник» Юрий Кириленко, накануне визита собрали прессу и предупредили: Леонид Ильич известен как большой борец за мир! Поэтому никакого оружейного завода! В смысле, он, конечно, там побывал, и даже остался доволен, но широкой общественности сообщили о посещении… машиностроительного завода. Да – рядом, через дорогу, да и отпочковался от ТОЗа, но всё же, как говорят в Одессе, две большие разницы…

Вот тут-то и появились подняли голову противники «Тульской сюиты» в целом и «Тульской оборонной», в частности. Мол, «пугающе милитаристские» это произведения. Видимо, строки:

   
   

Нужно сказать кой-каким дипломатам,

Пусть непременно учтут господа —

Нынче за каждым советским солдатом

Строем железным стоят как всегда:

(и далее припев про знаменитые тульские улицы)

действительно встали поперёк «генеральной линии».

Правда, очень скоро был Афганистан, но по части «Тульских улиц» это ничего не изменило…

Конъюнктуре вопреки

Тула стала городом-героем, но официального гимна у неё не было ещё очень долго. Но неофициальный – был! Фактически им и стала «Тульская оборонная». Её аккорды использовались в качестве позывных областного радио, припев песни в исполнении Ансамбля Советской армии имени А.В. Александрова звучал каждый раз по окончании местного вещания. К слову, этот прославленный коллектив не пошёл на поводу политической конъюнктуры и всегда, став уже Ансамблем армии Российской, исполнял «Тульскую оборонную» полностью, со всеми четырьмя куплетами.

Досталось и третьему

Но вот в гимн Тулы, принятый в 2001 году городской думой первого созыва, попало только три куплета. В положении о гимне, в частности, говорится, что гимном города-героя Тулы является музыкально-поэтическое произведение, созданное на основе песни «Тульские улицы» (музыка А. Новикова, слова В. Гурьяна). При этом отмечается, что текстуальная редакция принята без четвёртого авторского куплета.

Некоторые изменения претерпел и третий куплет. Вместо слов

«В новых цехах молодые умельцы

Новую славу народу куют…»

В гимне оказались такие строки:

«Вырастив тысячи новых умельцев,

Новую славу народу куют…»

Действительно, о новых цехах и молодых умельцах в начале нулевых петь было проблематично: многие оборонные предприятия города ещё не оправились от погрома лихих девяностых, некоторые из них в ту пору едва выживали. Новые производства не открывались («старые» сохранить бы!), а молодёжь предпочитала кто бизнес, кто офис, кто криминал.

Лавочникам не понравилось

Всенародно избранным главой города и председателем гордумы первого созыва был Сергей Казаков. Об обстоятельствах принятия гимна Тулы он нам рассказал: «Нужно понимать, в какой обстановке проходило принятие гимна. Мы же тогда и с дипломатами нашими советовались, нам было рекомендовано не обострять. Поэтому четвёртый куплет был исключён из текста гимна города. Но, возможно, сейчас пришло время пересмотреть это решение городской думы».

Состав первой постсоветской Тулгордумы, избранной в 1997-1998 гг. действительно был неоднороден. Был там группа депутатов-коммунистов, несколько думцев, кого в ту пору называли «национал-патриотами». Но заседала там и прослойка тех, кого ныне покойный депутат Игорь Рогов презрительно называл «лавочниками»: это были предприниматели средней руки, пришедшие в думу (совсем по Марксу!) решать, прежде всего, свои вопросы по бизнесу, торговле, продвижению собственных интересов. Этой группе депутатов из разряда «и вашим, и нашим», как правило, было не до высокого патриотизма.

Хотя, к тому времени, когда гордума подошла к принятию гимна Тулы, за её плечами был ряд довольно радикальных резолюций. В частности, это требование отставки тогдашнего президента РФ Бориса Ельцина после августовского дефолта 1998 года. Весной 1999 года Тулгордума потребовала от федеральных властей оказать всю помощь (вплоть до военной) Югославии, которая подверглась натовской бомбардировке. Но вот по гимну решили тогда резких движений не делать.

Менять ли советского солдата на российского?

Сегодня поддерживает пересмотр того самого думского решения и Владимир Могильников – почётный гражданин города, руководитель его крупнейшего района – Пролетарского с 1989 по 2005 гг., глава Тулы и председатель гордумы с 2005-2010 гг., рядовой депутат с 2010 по 2014 гг., а ныне – член Общественной палаты региона.

Выступают за это и многие действующие политики и депутаты.

Николай Воробьёв, председатель Тульской областной думы, секретарь регионального отделения «Единой России» говорит, что лично у него нет возражений против того, чтобы песня «Тульская оборонная», ставшая гимном областного центра, исполнялась бы в том виде, в котором её сочинил автор. Только словосочетание «советский солдат», по его мнению, всё-таки стоит заменить на «российский солдат», чтобы гимн соответствовал сегодняшним реалиям.

«Но предупреждение «кое-каким дипломатам» не помешало бы. Именно предупреждение, не угроза. Чтобы «господа учли» бесспорные исторические факты: кто с мечом к нам приходил, от меча и погибал. И критика песни в конце 60-х годов прошлого века за излишне «милитаристский» характер, по-моему, не имеет под собой оснований. Штыковая, Курковая, Арсенальная – это всего лишь названия улиц, где жили искусные мастера-оружейники, причем, как бы эта улица ни называлась, любая из них, прежде всего, оборонная!» - заключил председатель облдумы.

Фото: Public Domain

Владимир Исаков, депутат Государственной думы, секретарь ЦК КПРФ, первый секретарь ЦК Ленинского комсомола, ранее – депутат Тулгордумы тоже считает, что нужно вносить четвёртый куплет песни «Тульская оборонная» в гимн города – с учётом сегодняшних реалий.

«Кого-то смущает словосочетание «советский солдат»? Но давайте вспомним: 23 февраля многие до сих пор отмечают как День Советской армии, 9 мая – это День Победы советского народа в Великой Отечественной войне, такое название закреплено официально. Нужно также принимать во внимание, что на освобождаемых территориях наши солдаты поднимают или водружают Знамя Победы – это тоже советский символ. Я бы слова про советского солдата не менял», - обозначил свою позицию депутат-коммунист.

Как ни парадоксально, но мнение в унисон высказал и Александр Балберов, заместитель председателя Тульской областной думы, ранее – депутат Государственной думы от ЛДПР.

«Я думаю, все депутаты [Тульской городской думы] поддержат предложение [вернуть четвёртый куплет в гимн Тулы]. Раз уж Тула является оружейной столицей России, страны, которая за всю свою историю была страной-освободителем от угнетателей, тем более, когда нас звали. Это очень хороший куплет, очень хорошие строки. Необходимо вынести это решение на городскую думу. Полагаю, депутаты просто обязано поддержать и принять это очень хорошее предложение! Что касается слов «советский солдат», то здесь мы стоим перед выбором. Вроде бы советского солдата сегодня нет. Но, с другой стороны, память о нём живёт и будет жить! Мы же ходим Бессмертным полком, мы же кланяемся погибшим освободителем в годы Великой Отечественной войны. И наши солдаты сейчас тоже борются с фашизмом. Считаю слов топором из песни не вырубить!» – заявил Балберов.

Политика изменилась

Ряд тульских краеведов тоже «за». Так, Владимир Щербаков считает, что дополнение текста официального гимна Тулы еще одним куплетом будет правильным решением, справедливым. Как получилось, что из текста песни он выпал и не попал в утверждённый вариант, по его мнению, теперь не так уже и важно. Исправить никогда не поздно. Мы должны чтить историю своего города и относиться с уважением к самой популярной песне о Туле. Здесь важен не сам куплет, а факт признания полного варианта гимна. Тем более, что исполняется он почти всегда в укороченном варианте и без слов.

Руслан Алиев, политолог и член неформального клуба «Революция в памятниках» считает, что решение не включать четвёртый куплет песни «Тульская оборонная» в гимн Тулы было конъюнктурным – избавиться от всего советского.

«Это касалось памятников, мемориальных досок и т.д. Сейчас политика изменилась, и до наших властьпредержащих дошло, какие «партнёры» у нас на Западе. И что не стоило от нашего советского и российского – оборонного комплекса и прочего. Поэтому я, конечно, [четвёртый куплет в гимн Тулы] вернул бы. И упоминание советского солдата тоже, безусловно, [необходимо] оставить».

Альтернативные мнения

Впрочем, нашлись и те, кто считает это излишним. Владимир Тимаков, политик с 30-летним стажем, независимый депутат Тулгордумы, ранее – депутат областной думы, назвал выпавший из гимна куплет по сути актуальном. Но звучит он сегодня несколько наивно и непривычно, считает депутат. Поэтому стоит куплет обнародовать, напомнить тулякам, но в официальный гимн не вносить.

А Ирина Авдюшкина, исполнительный директор регионального отделения Российского военно-исторического общества, заведующая военно-историческим музеем, убеждена, что этот куплет принципиально ничего не меняет.