Легенды трека. Кто прославлял Тульскую область на велотреке

Тульский велотрек 1939 год. © / Public Domain

Реконструкция велотрека на Центральном стадионе завершена. Объект сдан в эксплуатацию, и в скором времени будет презентован общественности. В этом году велотреку исполнилось 126 лет. С ним связаны судьбы многих известных спортсменов.

   
   

Верится, что будущие поколения гонщиков, которым предстоит выступать на обновленном треке, впишут в его историю еще и свои имена. А пока вспомним тех, чьи судьбы и достижения ковали славу нашего исторического циклодрома.

Парикмахер Каменев

Одним из первых тульских чемпионов был владелец парикмахерской на улице Киевской Александр Каменев. Ещё в 1898 году он брал второй приз на первенстве трёх губерний – Тульской, Орловской и Курской. В 1900 году был третьим на чемпионате России в гонке на 7,5 версты. 

Александр Каменев — в центре, в котелке. Фото: Public Domain

Его мама была дворовой девочкой в деревне Крюково, примерно в 30 километрах от станции Щёкино, в имении помещика Тулубьева. Она вышла замуж за Павла Каменева, который держал в областной столице парикмахерскую. Рано овдовела, и Александр первое время маме помогал, пока не увлекся серьёзно спортом. Сначала велосипедом, потом коньками, потом скачками. В то время ведь не было только гонщиков. Все себя пробовали в разных видах. Со слов его родственников, в спорте Каменев имел очень большие успехи. Однако любил не только соревнования, но и то, что после них. Потому, вероятно, сравнительно рано ушёл из жизни, в 1924 году, после инфаркта.

Публика обожала непримиримое соперничество Каменева и знаменитого московского гонщика Алексея Бутылкина. Иногда оно принимало совсем экзотические формы. Накануне одних таких гонок таинственными злоумышленниками, которых, как считалось, подговорил сам Бутылкин, у Каменева украли его велосипед. Гонщик не смог выйти на старт, и ему было засчитано поражение. 

Первая чемпионка

В Туле после войны на трек ходили как в Москве в Большой театр. Так считала знаменитая гонщица Любовь Кочетова, которая ради этого города бросила будущую кинокарьеру, хотя у неё уже был маленький эпизод в фильме «Небесный тихоход», и даже оставила команду ЦСК ВВС, которую опекал Василий Сталин.

Любовь Кочетова — самая красивая гонщица чемпионата мира в Париже. Фото: Public Domain

В оружейную столицу Любовь Кузьминична приехала в 1952 году, а уже через год, на гонках в Москве, получила травму, которая могла поставить крест на её велосипедной карьере. После нечаянного столкновения во время спринтерского заезда она получила перелом височно-теменной кости и сотрясение мозга. Не только о возвращении в спорт речи не шло, врачи вообще сомневались, сумеет ли выжить. Её увезли в больницу, и она семь дней не приходила в себя.

   
   

Любовь Кузьминична была человеком с хорошим чувством юмора, и о том случае тоже потом вспоминала с улыбкой.

«Меня уже все похоронили, тело вывезли в коридорчик и накрыли простыней. Начальник общества «Динамо» вовремя вернулся в столицу, узнал про несчастье и кинулся в больницу: «Можно хоть посмотреть на Любу?» Отодвинул простынку, а у меня глаза моргают... Муж возился со мной, как с маленьким ребёнком. Я даже голову не могла наклонить, она сразу кружилась. Но к сезону следующего года я оправилась. И заработала три медали золотые за индивидуальную и командную гонку преследования и серебряную за второе место в гите на 500 метров с места. Это вообще был феномен».

А потом была её знаменитая победа на чемпионате мира. Это была первая золотая медаль, выигранная советскими гонщицами. Соперницей по финалу была англичанка Белл.

«Такая надменная была, гордая. Я думаю: «Да вот ещё, уступать какой-то англичанке!» Хотя сильнее-то была она. Но у неё было замедленное начало, а у меня — хороший рывок. Я её и ошеломила: со старта ушла в отрыв. После финала такой треск и свист стоял, все были в восторге от того, что я выиграла у Белл. Меня даже попросили успокоить публику. Я вышла к микрофону, и напомнила, что ещё должны соревноваться мужчины».

На тех соревнованиях тулячку Любовь Кочетову признали и самой красивой гонщицей чемпионата.

24 сотых секунды

Финал командного спринта чемпионата мира 1964 года оказался таким же драматичным, как и известный баскетбольный финал с легендарными тремя секундами.

«Когда в финале финишировали, было впечатление, что выстрелы, извещающие о пересечении линии, прозвучали в один момент, – вспоминал один из героев того заезда, тульский гонщик Сергей Терещенков. – И вот мы ждём, немцы ждут судейского решения. Минут через десять, которые показались вечностью, объявляют, что победила сборная СССР. Мы опередили их на двадцать четыре сотых секунды»!

Сергей Терещенков сразу полюбился тульским болельщикам. Фото: Public Domain

Первое для СССР звание чемпионов мира выиграл квартет гонщиков из разных городов. Терещенков — туляк, Бельгард и Москвин – ленинградцы, Колумбет из Киева. Считались они четверкой незаменимых.

«Перед чемпионатом мира меня на одной из тренировок так один гонщик сбил, что мне единственному тренер Алексей Куприянов разрешил выступать в шортах, – рассказывал Терещенков. – Вы знаете, что такое тогда выйти на старт в шортах? Это мог позволить себе только зарубежный спортсмен, а советский человек должен был выступать в штанах. Но у меня кровавая корка такая, что я ногу не могу сгибать. Мне её массажист потихонечку натирал вазелином, какими-то мазями, чтобы я мог педали крутить. Но пятого всё равно на замену не выпустили».

Советская команда была одним из главных претендентов и на золотые медали Олимпийских игр в Токио. Но тогда голландцы, по мнению Сергея Терещенкова, глотнули допинг и наших в четвертьфинале обошли. Жёсткого допинг-контроля в то время не существовало.

Первое золото Олимпиады

При всех славных велотрадициях выиграть золотую олимпийскую медаль долгое время не удавалось. Конечно, это могли сделать кто-то из великолепных гонщиц, но женские трековые виды долгое время не входили в программу Олимпийских игр. И вот наконец-то на Московской Олимпиаде одержал победу Виталий Петраков.

Виталия Петракова в команде называли профессором. Фото: Public Domain

В большой спорт Виталий Александрович пришёл только в шестнадцатилетнем возрасте. Однако хорошие спортивные данные плюс умение тактически мыслить в таком непростом виде, как командная гонка, довольно быстро принесли ему успех. В 1976 году на Олимпиаде в Монреале советская четвёрка выиграла серебряные медали, и это тоже было невероятным успехом. Никогда прежде наши велосипедисты так здорово на Играх не выступали. За всю историю была только одна золотая медаль, и та в уже отменённых гонках на тандеме.

И вот наступил 1980 год. В финале предстояло биться с командой ГДР, которую в Монреале советский квартет обыграл в полуфинале, да ещё с новым рекордом СССР. Однако в Москве состав немцев выглядел невероятно опытным: два трёхкратных чемпиона мира, двукратный чемпион и просто чемпион мира. Но и у советских гонщиков был свой козырь – два мировых рекорда подряд.

В заезде за золотые медали наш квартет, в который входил туляк Виталий Петраков, сразу взял высокий темп, и немцы его не выдержали. Уже на середине дистанции стало ясно, что советская команда свою победу не упустит. Она пришла к финишу с очередным мировым и олимпийским рекордом, опередив чемпионистых немцев на четыре секунды! Это была первая золотая олимпийская медаль, которую завоевал тульский гонщик. Но та красивая победа стала последней в его спортивной карьере. В следующем году Петракова выпроводили на пенсию в связи с критическим для советского спортсмена возрастом – 26 лет.

«В 1981 году, после окончания чемпионата СССР, мне велели сдать велосипед, сказав, что в моих услугах больше не нуждаются», – с горечью вспоминал Виталий Петраков.