Ключ бесправия: почему для инвалидов «закрыли» транспорт?

Казалось бы так удобно, только вот не каждый водитель может такую платформу опустить. © / АиФ-Тула

   
   

«В Туле появятся новые автобусы, оборудованные для людей с ограниченными возможностями». Несколько лет назад об этом кричали чиновники, местные газеты, обещая удобный для колясочников транспорт. Такие автобусы есть,  но зачастую двери для инвалидов в них закрыты. Почему?

Вот что рассказал директор АНБО «Могу», инвалид-колясочник Артём Муницын, которому пришлось столкнуться с проблемами при использовании таких автобусов:

«Мне нужно было выбраться в город по важным делам. Автобус обычно приходится ждать от 15 минут до часа, но мне повезло. Он приехал сразу же. Водитель вышел со словами: «Не знаю, куда ключ делся. Придётся тебе ждать другой автобус». Я остался на остановке. Мимо меня проехали ещё два автобуса, но они были обычные, без пандуса, поэтому я мог только грустно вздыхать. Планы на этот день сорвались, и пришлось отправиться домой. К тому же стоять больше часа на холоде - занятие не из приятных».

Ключ водителю нужен для того, чтобы откинуть пандус, по которому коляска может заехать в автобус без посторонней помощи. У каждого второго водителя такого ключа нет.

Где добровольцы?

Как говорит Артём, подобные ситуации уже случались. Но неравнодушие людей и добросовестность водителя не позволяли оставить человека на улице. Собственными силами опускали пандус или заносили коляску в автобус.

   
   

Только вот электроколяска, с помощью которой человек может чувствовать себя полностью дееспособным, весит порядка 80 килограммов. Нужны как минимум три человека, чтобы занести её внутрь автобуса. Не всегда найдется столько добровольцев.

«У меня один вопрос: почему при наличии удобного транспорта приходится надеяться на отзывчивость людей? - удивляются туляки с инвалидностью. - Ведь такие автобусы ходят не первый год, а проблема до сих пор не решена. Или они у нас всего лишь демонстрационные

Год назад похожая ситуация произошла с тулячкой Ксенией Давыдовой.

«Я стояла на остановке с ребёнком, которому на тот момент было полтора года, - рассказала она. - Нам отказали откинуть пандус. И, когда моя подруга с мамой подняли коляску с ребёнком в автобус и спустились за мной, водитель закрыл двери и тронулся. Честно говоря, больше нет желания пользоваться общественным транспортом. Очень обидно и унизительно. 
После этого Ксения написала открытое письмо о транспортных проблемах чиновникам и опубликовала его в одной из местных газет. Вскоре узнала: водителя лишили премии. Это, понятно, проще сделать, чем раздать ключи и научить водителей таких автобусов помогать инвалидам и людям с детьми в колясках».

Кстати, как рассказывала наша читательница Людмила Петрова, ей, инвалиду с костылём, тоже двери средние не открывают, заставляют протискиваться в узкие первые. Так что проблема не в отдельно взятом водителе, а в отношении транспортных чиновников к тем людям, ради удобства которых город потратил огромное количество миллионов из бюджета на покупку удобных автобусов.

Автобусы «отцентровали»?

Мы не посчитали количество родителей с колясками, но точно знаем: в Туле

насчитывается около 200 тысяч инвалидов. Некоторые живут одни. Бороться за доступную среду для инвалидов - единственный выход.

После случившейся с Артёмом истории Евгений Макалов, председатель правления АНБО «Могу», позвонил в транспортную компанию «Тулгорэлектротранс» с соответствующими претензиями. Перед ним извинились, обещали исправить ситуацию. На следующий день радостно сообщили: «Ключи от пандусов водителям раздали!»

«Но через неделю ситуация повторилась, - говорит Евгений. - Кроме того, встал вопрос о неравномерности распределения низкопольных автобусов. Если в центре города такой транспорт ходит часто, то на окраинах его практически нет».

Среди молодежи сейчас очень популярно социальное такси. Но и здесь есть свои минусы. Заказывать его нужно чуть ли не за две недели. Поэтому в экстренных случаях такое такси оказывается бесполезно.

«Я не понимаю смысла в социальном такси. Изначально говорили, что водителей будут учить психологическим тонкостям общения с инвалидами, - вспоминает тулячка Дарья Жолобова. - На деле же - только подъёмником пользоваться умеют. Даже коляску не могут закрепить, чтобы она по салону во время езды не каталась. Напрямую к тебе не обращаются, будто ты неодушевлённый предмет, и требуют сопровождающего. Мне проще обычное такси вызвать. Оно и приедет быстрее, меня одну возьмут, иногда, если водитель сердечный попадается, на первый этаж помогают заехать».

Как говорит Артём Муницын, не только инвалидам надо адаптироваться в обществе, но и обществу - в отношении к инвалидам.

Очень хочется надеяться на то, что среда, в которой мы живём, всё-таки станет доступной для них на деле, а не на бумаге.

Мы знаем об этой проблеме. Более того, вопрос находится на контроле губернатора, потому что эта тема уже несколько раз поднималась в ходе оперативных совещаний в правительстве. Мы верим, что подобных случаев больше не повторится.

Марина Левина, министр труда и социальной защиты Тульской области

Смотрите также: