Невезучие Ливенцевы. Почему в Туле разрушается наследие предпринимателей?

Кирилл Романов / АиФ

Когда власть найдёт средства или способы привести в порядок то, что через считанные годы может быть утрачено навсегда?

   
   

Гладко на бумаге

С наследием Ливенцевых в постсоветской Туле, как мы уже неоднократно писали, всё весьма плачевно. Все они – объекты культурного наследия регионального значения, но гладко было на бумаге. Недавно на состояние въездных ворот их усадьбы, где ныне находится Дворец детского и юношеского творчества обратила внимание актриса Марина Александрова

, которая участвовала в нечужом для неё городе в съёмках. 

Дворец, более известный как Дом пионеров, состоит он из двух зданий. Первое построено в XVIII веке и принадлежало заводчику Ивану Ливенцеву, владельцу железоделательных заводов. В XIX веке купцом-рыбопромышленником Игнатием Платоновым к усадьбе Ливенцевых было вплотную пристроено второе строение, которое и является основным корпусом Дворца. Потом в здании заседала дореволюционная городская дума, а Советская власть отдала его детям.

Напомним, стена Дворца детского (юношеского) творчества в Туле, со стороны Денисовского переулка деревянными укреплена подпорками. Несмотря на проведённые в 2010-2011 годах ремонты, оба здания Дворца находятся в весьма неприглядном виде, особенно со двора. Парадные ворота бывшей усадьбы Ливенцевых были укреплены подпорками ещё раньше, но реставрировать их так и не начали.

Нашли арендатора

Немного больше повезло другом объекту культурного наследия регионального значения, связанного с этой фамилией. В официальный документах он именуется как «Жилой дом с лавкой Ливенцева, ХIХ в.» общей площадью 247,3 кв.м, хотя здание давно является административным.

По архивным документам 1799 года, усадьба была разделена на две части и принадлежала двум разным хозяевам. Часть её принадлежала купцу III гильдии Ивану Ивановичу Ливенцеву и его сестре Александре Ивановне Ливенцевой. С середины XIX в. и до революции усадьба принадлежала наследникам купца третьей гильдии Ивана Михайловича Постникова.

В мае 2019 года специальная комиссия комитета имущественных и земельных отношений администрации города признала состояние объекта неудовлетворительным и сдала его в аренду сроком на 49 лет за 761 тыс. руб. в год «Уют», которое специализируется на управлении недвижимым имуществом. Как сообщила нам директор хозобщества Елизавета Белолипецкая, варианты использования здания пока обсуждаются, но вообще его назначение – это деятельность ресторанов и гостиниц. Пока приведён в порядок его внешний вид, но по внутренней отделке предстоит большой объём работы, поэтому о сроках тоже пока говорить рано.

   
   

Превратили в «консервы»

Ещё одна усадьба Ливенцевых находится по адресу: ул. Дзержинского, 15. Её украшает въездная группа – уникальные ворота постройки XVIII в., выполненные в стиле классицизма. Впоследствии Ливенцев продал особняк городу под почтовое управление. Оно и располагалось там до самой революции. В годы Советской власти в главном доме усадьбы устроили квартиры, до сих пор там живут люди, напоминает заведующим мемориальным природным комплексом музея «Ясная Поляна» Владислав Воронцов. В свободное от основной работы время он активно занимается сохранением исторического наследия и исторической памяти в Туле.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

А ворота из года в год все больше разрушаются. Краеведы рассказывают, что конструкция строения редкая и необычная: колонны сделаны по принципу детской пирамидки: на мощные железные штыри нанизаны кольца разного диаметра. Сами колонны установлены на высоком цоколе и защищены чугунными плитами с барельефами миниатюрных львиных голов. До наших дней «дожила» лишь одна плита.

До реставрации ворот, как и входной группы на ул. Революции, 2, руки у местных властей не доходят. Почему этому процессу не привлекают частников, непонятно. Пока же сделана консервация того, что осталось. Под конец ушедшего года там были «проведены противоаварийные работы для поддержания объекта культурного наследия в эксплуатационном состоянии». По мнению Владислава Воронцова, консервация, в любом случае – это благо, поскольку она позволяет замедлить процесс разрушения, актов вандализма и воздействия маргинальных элементов. Это позволит выиграть время для спасения объекта.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Мы продолжаем следить за состоянием исторических памятников нашего города и всей области, рассказывать об их судьбе, состоянии и перспективах.