Правила благотворительности. Как отличить волонтёра от самозванца?

Анна Кириенко / АиФ

В Туле появились волонтёры, помогающие родителям детей-инвалидов. Они собирают деньги на лечение, устраивают экскурсии, да и просто делают жизнь легче. О том, кто эти люди, все ли волонтёры на пользу - наш разговор с президентом благотворительного фонда «Не молчи» Евгением Макаловым.

   
   

Особенные дети

Дмитрий Борисов, «АиФ в Туле» : Сколько в нашем регионе семей воспитывают детей с особенностями здоровья и какие проблемы для них самые тяжёлые?

Евгений Макалов: Таких семей 3633. А основная проблема - нехватка денег на лечение, операцию, реабилитацию. Отчасти потому, что родители в своей беде замыкаются, мало с кем общаются, мало говорят о том, что им надо. В такой ситуации, естественно, кажется, что найти деньги невозможно. И это так. Откуда люди, даже могущие и желающие тебе помочь, узнают о том, что тебе нужна помощь?

Вот сотрудники нашего фонда и пытаются создать большое сообщество, в котором каждый понимает: он не один такой на белом свете. Ему есть к кому обратиться, и не только за советом.

Досье
Евгений Макалов. Родился 11 июня 1984 года. Окончил Тульский технико-экономический колледж им. А. Г. Рогова. Председатель правления автономной некоммерческой благотворительной организации «МОГУ!», президент благотворительного фонда «Не молчи». Член Общественной палаты Тульской области. Женат, двое детей.

Сможем, если не молчать

 - Зачем было создавать самостоятельный фонд, если он был ключевым в структуре некоммерческой организации «Могу!»?

 - Многие начали путать «Не молчи» с «Могу!», и наоборот. И мы были так активны, что, по сути, начали «конкурировать» с организацией, в которую входили. И это не совсем нормально, хотя и говорит о том, что мы выросли и развились. Так и произошло разделение. Но мы по-прежнему поддерживаем дружеские отношения с «Могу!». Это отличная школа. И, конечно, с её основателем Артёмом Муницыным, сегодня работающим в городской администрации главным специалистом-координатором по работе с людьми с инвалидностью.

Атаку отбить просто

 - Не раз слышал, что от некоторых волонтёров не столько помощи, сколько вреда. Как понять, с кем стоит связываться, с кем нет?

   
   

 - Сразу понять это трудно. Бывают ребята-волонтёры, которые даже не в состоянии выучить диагноз больного ребёнка, на лечение которого они деньги собирают. Это рождает недоверие и к ним, и к их информации, и к делу, которым они занимаются. Понятно, что это непрофессионализм. Но ведь есть и мошенники, пытающиеся нажиться на людской сердобольности. Прежде чем давать деньги неизвестно кому на помощь детям с инвалидностью или больным детям, надо проверить правдивость получаемой информации от волонтёра. Сделать это несложно.

У настоящего фонда обязательно должен быть сайт, где публикуется отчётность. Волонтёры, работающие от этого фонда, должны предоставить любую информацию об организации.
Нередко вижу молодых людей с ящиками для сбора денег, атакующих пассажиров маршруток. Ящики не опломбированы. Но это должно делаться обязательно.

Командная помощь

Один мне прямо сказал, что в конце дня он забирает себе 20% денег благотворителей. А это просто незаконно. Это теневой бизнес и уход от налогов. К тому же люди деньги дают не этим мальчикам-девочкам с ящиками, а на лечение больных детей, на инвалидов.

 Благотворительная организация вправе тратить на свои нужды эти 20%, в том числе и на оплату тех, кто реализует благотворительные программы. Однако делаться это должно официально, через бухгалтерию и обязательной отчётностью.

Кстати, когда я позвонил по телефону фонда, от имени которого парень с неопломбированным ящиком собирал на улице деньги, на другом конце провода мне совершенно спокойно сказали: «А как вы хотели? Это же его работа».

Ребята, вообще-то волонтёрство - это не работа, а общественная добровольческая деятельность.
Совсем недавно выяснял подробности у другого «волонтёра»: фонд зарегистрирован в Москве, уличный сборщик говорит, что приехал к нам из Чеченской Республики, а участие в этом «социальном проекте помогает ему в учёбе». Ребёнок, для которого якобы собираются средства, живёт в Кемерове. Я не понимаю, при чём здесь собственно Тула? И как вообще все вышеизложенные факты совместить с нормами законодательства? И вот из-за таких ребят доверие в обществе к благотворительным проектам снижается. И нормальным людям приходится иной раз непросто. Но ничего. Мы справимся.

Волочкова и Билан

 - Сложности, наверное, есть ещё и организационные, бюрократические?

- Не сказал бы. Сейчас в стране созданы все условия для открытия фонда. Мы же не первая в стране благотворительная организация подобного рода. В Интернете есть информация о том, какие документы собирать, куда подавать. Бумаг не так уж и много. Платится госпошлина в 4 тыс. руб. - вот, собственно, и все вложения. Конечно, нам нужны были деньги на создание сайта, который я делал три месяца, после того как получил документы о регистрации. Но без него мы не начинали работать, потому что без доступной интернет-платформы - со всеми отчётами о работе фонда - организация существовать не может.

Разумеется, нужно быть подготовленным не только юридически, но и в буквальном смысле созреть для открытия фонда: чётко понимать, зачем это нужно, прописать всё в уставе организации.

 Кстати, по совпадению в день открытия фонда в Тулу приезжала со своей программой «Симфония добра» Анастасия Волочкова. Она со сцены объявила о создании «Не молчи», перерезала торжественно ленточку. А раньше у нас гастролировал Дима Билан. Мы пообщались, он обратил внимание на наш фонд. Собственно название «Не молчи» - название одноимённой песни Билана.

- Отличную акцию вы устроили перед игрой «Арсенала» с «Рубином» в ноябре прошлого года, когда команду на поле вывели ребята-ваши подопечные.

акция совместно с "Арсеналом" Фото: АиФ/ Официальный сайт ПФК

- Процитирую маму одного их них. Она сказала: «Ребята понимали, какая им выпала честь! Именно об этом мечтают многие мальчишки, увлеченные футболом - вывести любимую команду на поле, когда на тебя смотрят тысячи глаз болельщиков как на стадионе, так и по телевизору, снимают множество камер, а главное почувствовать себя настолько же взрослым и важным,  как и игроки любимой команды, стать ненадолго с ними одним целым. Это просто мечта, ставшая явью!».

 Вот для этого мы и существуем.

 - Кто в твоей команде?

 - Костяк - пять человек: я; тележурналист София Гафарова, ведущая многие социальные проекты на ТВ; поэт, активный деятель Артём Муницын; член региональной Общественной палаты Ярослав Муравский; профессиональный фотограф Анна Гуськова. Анна - организатор нескольких крупных благотворительных фотосессий для семей, воспитывающих особых детей. Ведь, кроме собственно сбора денег на лечение, мы проводим множество акций, в частности, организуем поездки на выставки и экскурсии. Недавно ездили в Московский зоопарк - два автобуса по 53 человека были заполнены целиком.

 У нас много идей, и мы хотим расширить нашу команду. Так что, активные и неравнодушные, приходите к нам! С нами скучать не придётся!

Смотрите также: