Политика советской власти по отношению к инвалидам заключалась, в том числе, и в том, чтобы они как можно реже соприкасались с обществом. Нынче картинка иная.
Сегодняшнее государство при всех издержках его социальной политики всё же пытается вовлечь людей с ограниченными возможностями здоровья в обычную жизнь. Медленно, тяжело, но создаются условия для того, чтобы особенные, отличающиеся от своих сверстников, детишки росли, воспитывались и получали образование среди них. Взрослые начали прививать своим чадам чувство толерантности, сопереживания и соучастия. Но правильнее было бы воспринимать тех, кого пока чаще называют одним словом «инвалиды», как людей с повышенными потребностями.
Пишутся и реализуются программы, выделяются бюджетные средства, меценаты и спонсоры жертвуют немалые деньги… Поликлиники и больницы, школы и колледжи, аптеки и жилые дома оборудуются пандусами, тротуары мостятся специальной тактильной плиткой для невидящих, для них же пешеходные светофоры оборудуются специальными звуковыми сигналами (иди, ускорься, стой), для них тренируют собак-поводырей. Под нужды колясочников начали приспосабливать общественный транспорт.
Проблемы остаются
Зампред правительства Тульской области по социальной политике Марина Левина рассказывает: сделано много – даже конкурсы профмастерства для инвалидов проводятся! А ещё в этом году подписано соглашение с Агентством стратегических инициатив о взаимодействии по внедрению альтернативных методов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Теперь те из них, что входят в региональный перечень, можно приобретать с последующим получением компенсации затрат, а с 2018 года – с помощью сертификатов. Кроме того, в Туле, Алексине и Новомосковске начали работу пункты проката техсредств реабилитации.
Конечно, хорошие цифры и факты, как музыка для ушей тех, кто отвечает за программу «Доступная среда». Однако проблемы, пусть и решаемые, остаются. Легче ли от длинного списка того, что сделано, конкретному инвалиду, до которого, по каким-то причинам не дошли все эти блага и новшества? Или дошли, но… Скажем, сделали «пандус» в подъезде. Но, если бы те, кто его проектировал и строил, хоть бы раз сами сели в инвалидное кресло и попытались воспользоваться этим чудом инженерной мысли, то поняли бы, что ни съехать, ни подняться по нему невозможно. Слишком крутой подъём, а порой и расстояние между направляющими таково, что колёса просто не попадут в них. Впрочем, это зачастую касается и объектов городской общественной инфраструктуры. Деньги освоили, слепили, отчитались, а воспользоваться всё равно нельзя. Обобщать, конечно, не стоит, но таких примеров, к сожалению, хватает…
Железнодорожники поступили проще: понимая, что всё своё хозяйство перекраивать под нужды инвалидов слишком долго и затратно, наняли специально обученных людей с хорошей мускулатурой, которые и в дверях вокзала встретят, и на поезд с вещами посадят, и на станции прибытия помогут.
Похожим путём попытались пойти некоторые аптеки: вместо пандусов поставили звоночки на входе – мол, звоните, встретим, обслужим. Но, если внутри две хрупкие женщины-провизоры, как они втащат по ступенькам грузного мужчину в инвалидной коляске? Да, они его могут обслужить, выйдя к нему, но это всё равно создаёт целый ряд неудобств для обеих сторон.
Что нужнее?
Или вот оборудовали пандус у входа в школу Пролетарского террокруга на улице Металлургов. И вот незадача: до школьной калитки он не дотягивается – то ли компетентности не хватило, то ли денег, то ли совести. Значит, ученику с ограниченными возможностями придётся заезжать через задние ворота и проезжать в коляске через всю школьную территорию. Администрация школы решила проблему, выбив деньги на передвижной механический подъёмник. То есть, на «доступную среду» здесь деньги потратили дважды, и, как выясняется, оба раза неэффективно. Потому что за несколько лет ни пандус, ни подъёмник пока никому не понадобились. Зато надобен ремонт фасаду школы, но на него денег нет.
Как нет денег и на ремонт поликлиники для взрослых – здесь же, неподалёку, в нескольких остановках. Там поставили информационный стенд для слабовидящих и незрячих, но, по словам работников медучреждения, за несколько лет они ни разу не видели, чтобы им кто-то воспользовался. А в это время со внутренних стен поликлиники сыпется штукатурка и облупившаяся краска… И это вопрос не к областным чиновникам и не к городским – они не могут вот так запросто перебрасывать бюджетные средства с одной статьи на другую. Ибо при самых благих намерениях за такие манипуляции грозит, в лучшем случае, увольнение, а в худшем (что более вероятно) – уголовное дело с перспективой обвинительного приговора.
Куда уехало такси?
Впрочем, есть у тульских инвалидов проблемы и посерьёзнее. С ноября в рамках проекта «Социальное такси» колясочникам перестали подавать микроавтобус с подъёмником. Услуги эти оказывала одна коммерческая организация и вроде бы была готова оказывать дальше, но что-то у них пошло не так с министерством труда и соцзащиты области.
Проблемой заинтересовался губернатор Алексей Дюмин и выяснилась любопытная картина. По словам председателя счётной палаты региона Петра Кошельникова, к частнику как раз вопросов нет, но есть к министерству «в плане организации контроля». Кто и что или кого не проконтролировал, чиновники, конечно, выяснят, но вот только тем, кому нужно социальное такси, за услуги которого они, между прочим, платят из своего кармана (с дотацией из областного бюджета) легче пока не стало.Когда и как будет решена эта проблема, пока неизвестно, но мы будем информировать наших читателей о развитии событий.
Мнения
Инвалид-опорник, художник-керамист Сергей Бушуев:
- Мне, возможно, чуть проще, я передвигаюсь на костылях, но проблемы колясочников хорошо знаю.
В современных жилых домах и каких-то других зданиях всё делается на европейском уровне. Но вот старый фонд приспособлен плохо.
А если что-то и делается, то больше для «галочки».
И собирают нас, как правило, в таких вот старых, плохо приспособленных зданиях.
Инвалид по зрению, экс-руководитель Тульского отделения Всероссийского общества слепых Елена Моисеева:
- Доступность многих учреждений, да и в целом городской среды – 50 на 50.
Взять, к примеру, оборудованные специальным звуковым сигналом светофоры. Много мест, где они нужны, но... В транспорте не всегда объявляют остановки.
Так что пока в вопросе доступности до совершенства далеко.
Колясочник, юрист Вячеслав Егоров:
- Положение с безбарьерной средой в Новомосковске просто ужасно! Практически все магазины в центре города только со ступеньками, пандусов, заездов нет практически нигде. Если в двух-трёх магазинах или аптеке они есть, то это счастье! То же касается и пешеходных дорожек.
Инвалиды едут по проезжей части, так как на пешеходную дорожку на коляске не заехать – слишком высокие бордюры. Съехать тоже нереально – коляска перевернётся.
Так сложилось, что в центре города, где преобладают магазины, аптеки, кинотеатры, разные салоны, инвалидам лучше не появляться.
Опять же, в городе нет бассейна, доступного для людей с ограниченными возможностями. А ведь вода, как известно, лучшее средство реабилитации. Но Дворец спорта неприспособлен для нас. При входе нет пандуса, бассейн на втором этаже, куда инвалид не поднимется без помощи двух-трёх крепких мужчин. Нет приспособленного спуска в бассейн, нет подъёмника. Прыгай и сразу на дно...
Я думаю, что администрация города прекрасно знает обо всех этих проблемах. Я писал главе администрации, ответ пришёл такой, что я даже ничего из него не понял. Одним словом, и «Доступная среда», и отношение к инвалидам в Новомосковске, по моему мнению, просто отвратительные.
Главный инструктор-специалист сектора по координации работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, администрации города Тулы Артем Муницын:
- Если мы посмотрим на то, что было год назад с доступной средой, то, вероятно, никаких глобальных изменений не заметим. Однако, как говорится, большое видится на расстоянии.
Давайте сравним имеющееся с историей пятилетней давности и сразу станет видно, как много всего поменялось в лучшую сторону.
Общественный транспорт - доступен, остановочные павильоны ремонтируются и устанавливаются с учётом потребностей инвалидов.
В Туле 35 светофоров, оборудованных звуковыми оповещениями, постепенно происходит занижение и ремонт бордюрного камня, созданы реестры приоритетных объектов инфраструктуры. Адаптируются наиболее востребованные социальные объекты.
Город становится доступным. А самое главное, что власть готова к сотрудничеству и с обществами инвалидов, и с каждым человеком.
Комментарий
Начальник пресс-службы аппарата правительства Тульской области Ольга Кирюнина:
- По информации министерства труда и социальной защиты Тульской области, в связи с тем, что по государственному контракту досрочно выбран лимит средств на предоставление услуг автомобилями с подъёмным устройством для кресла-коляски (микроавтобус, минивэн), правительство региона изыскало дополнительные средства. 21 ноября заключён дополнительный контракт. До его заключения, по согласованию с инвалидом, при возможности пересадки из кресла-коляски, предоставлялись легковые автомобили. За этот год оказано более 5 300 услуг «социальное такси» (2014 год - 281 услуга, 2015 - 344 услуги, 2016 - 3318 услуг).
На обеспечение инвалидов такими такси, из бюджета в нынешнем году выделено 23 974 200 рублей. В прошлом на предоставление услуг по специальному транспортному обслуживанию пошло 16 725 000 рублей.