Хватит «куриц»!
Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Светлана Анатольевна, 18 лет назад в вашей школе набрали первые классы раздельного обучения мальчиков и девочек. Как пришли к такому решению?
Светлана Чубарова: Подготовительная работа началась за два года до этого. Мы понимали, что просто по нашему желанию разделить детей нельзя, поэтому с 1997 года готовили теоретическую базу и изучали проблематику. Это направление работы активно поддерживалось тогдашним директором Юрищевой Тамарой Ивановной. В это время мы познакомились с людьми, стоящими у истоков раздельного обучения в России. Это Владимир Базарный, профессор, доктор медицинских наук, Валентина Еремеева и Тамара Хризман, нейропсихологи из Санкт-Петербурга. Изучали их опыт, обучались на курсах, обсуждали наши перспективы.
Технология раздельного обучения хорошо знакома жителям нашей страны. До революции все школы были раздельные, это было обусловлено религиозными и социальными нормами.
В 1918 году большевики выдвинули лозунг «хватит женщине быть детородной курицей» и ввели понятие равенства мужчины и женщины. Все оказались равны, в том числе и в школе. Но никто в то время не задумался, что равное социальное положение не означает равенство психологических и индивидуальных возможностей. В 1943 году раздельное обучение вернулось по указу Сталина. В то время школа перестала выпускать мужчин, которые могли бы встать на защиту страны.
А где же мужчины?
- Что значит, школа перестала выпускать мужчин?
- Обучаясь в классе мальчиков, ребята вырастают более мужественными, а девочки в своей среде более утонченными, и мне кажется, что это правильно. Сейчас слишком много традиционных ценностей стёрто в сознании молодёжи. Ощущение такое, будто людей сознательно вводят в состояние хаотичности и неопределённости, когда человек, якобы, может выбирать, мальчик он или девочка.
Раздельное обучение – это один из аспектов сохранения психологического здоровья наших людей и один из вопросов выживания человечества как вида. Когда мы говорим о здоровых отношениях, здоровой семье и продолжении рода, то в первую очередь надо помнить об отведённых нам социальных ролях.
- Многие считают, что детям, обучащимся в раздельных классах, не хватает социализации.
- Это распространённое заблуждение. Раздельно наши ребята только учатся, а всё остальное время они общаются друг с другом. Мы ориентируем классных руководителей на совместную воспитательную работу в параллельных классах мальчиков и девочек. Совместные поездки, экскурсии, праздники. Общешкольные мероприятия: праздники, танцевальные конкурсы, песенные фестивали, День здоровья, Веселые старты и другие. Наша школа – не кадетский корпус и не институт благородных девиц.
Учебная программа одинакова, но при разделении очень чётко стали видны психофизиологические особенности детей разного пола. В смешанном классе учитель работает на некоего среднего ученика. Когда он приходит на уроки в раздельный класс, то явно просматриваются гендерные особенности.
Вот иллюстрация. Проблема дисциплины в классах мальчиков снимается тогда, когда учитель даёт материал, который чуть-чуть превышает сегодняшние возможности ребёнка. Мальчикам надо задавать открытые, проблемные вопросы, чтобы они могли самостоятельно найти решение, предложить варианты. Мальчики очень хорошо работают в режиме поисковой активности. При этом, если задать проблемный вопрос в классе мальчиков, то вы услышите несколько версий, абсолютно разных.
Если же девочек погрузить в решение незнакомой задачи, то они сразу притихнут, «испугаются», и хорошо, если найдёт одна, которая выдаст какую-то идею, а остальные будут её транслировать, лишь немного видоизменяя. Девочки комфортнее себя чувствуют в алгоритмичных технологиях, пошагово решают сложные задачи. Тогда они свободнее используют свои знания и находят новые пути решения.
Играют в машинки
- Как известно, девочки развиваются быстрее, от того более серьёзны, основательны.
- Во всех возрастах наблюдается асинхронное развитие мальчиков и девочек. В школу девочки действительно приходят более зрелыми, подготовленными. К началу обучения мальчики по психологическому возрасту отстают на год-полтора от сверстниц. Так как это можно не учитывать? Как можно не видеть, что мальчики не могут сидеть за партой дольше 7-10 минут? Потом им нужна физическая активность, смена деятельности. Учитель должен понимать особенности развития, как мальчиков, так и девочек, учитывать их при построении урока, при выборе методических приемов и форм подачи материала.
Мне приходилось работать классным руководителем и в классах мальчиков, и в классах девочек, вести уроки в разных параллелях. Работая в начальной школе в классе мальчиков, еще раз убедилась в том, насколько у них велика потребность в движении. Доходило до того, что я выпускала ученика в коридор пробежаться. Вот он сделал два забега по коридору, вернулся, отдышался и снова готов работать. Было и такое, что если надо было готовить домашние задания по устным предметам, ребята могли это делать, сидя на полу. У нас для этого были подушки и коврики. А во время урока дети, устав сидеть, могли встать и работать за конторкой стоя. Почти в каждом классе начальной школы они есть. Речь идет о конторках В. Ф. Базарного, которые являются одним из элементов здоровье сберегающей технологии обучения мальчиков и девочек. Так же как и сама технология раздельно-параллельного обучения. А в старших классах, в частности в восьмом, мы на всех больших переменах ходили в спортивный зал. Физическая нагрузка, работа на уроке в режиме поисковой активности, в достаточном темпе, включение элементов соревнования снимают вопросы дисциплины в классе мальчиков.
В целом и индивидуальные особенности как мальчиков, так и девочек (индивидуальный темп деятельности, особенности темперамента, мышления) становятся более «выпуклыми», более заметными в раздельных классах.
Вообще, я заметила, в школу приходят катастрофически не доигравшие дети.
- Это ошибка родителей или детского сада?
- Часто родители рано сажают ребёнка за телевизор или за компьютер. Иногда рано начинают готовить к школе. В детском саду зачастую тоже готовят к школе по принципам классно-урочной системы, но основной деятельностью у ребёнка до 6-7 лет является именно игра. Через эту форму он познаёт мир, учится взаимодействовать с другими людьми. Сейчас детям этого не хватает, поэтому в начальной школе мальчишки с собой носят машинки и самолётики, с которыми играют на переменах.
- В какой период всё-таки мальчишки наиграются?
- В пятом-шестом классе девочки всё ещё превосходят ребят по степени общей зрелости, у них более аналитический склад мышления, в то время как мальчики эмоциональны, интуитивны, правополушарны. К старшим классам ситуация меняется кардинально. Аналитические возможности мальчишек развиваются, к 10-11 классу они взрослеют.
Психолог для учащихся
- К вам как к психологу часто обращаются дети?
- Всё зависит от того, как в школе организована работа психологической службы. У нас дети попадают ко мне, едва поступив в школу. Проходят индивидуальное тестирование. Мы знакомимся. В школе есть система работы психологической службы, система психологического сопровождения. Диагностические срезы, обсуждение результатов, психологические уроки, классные часы, тренинги, общешкольные мероприятия, такие,как неделя психологии, мероприятия по психологической подготовке к экзаменам, профориентационное тестирование - всё это создает в школе определенную психологическую среду, формирует психологическую культуру. Поэтому учащиеся знают о наличии в школе психолога, не редко сами приходят поговорить о своих проблемах.
Конкретная история. Старшеклассница рассказала, что не может ужиться с мамой. Всё время ругается с ней. Или конфликт между отдельными учащимися. Я разбираю ситуацию и как психолог, и как мама, и как взрослый человек с жизненным опытом. Порой ведь детям проще рассказать что-то мне, чем родителям или даже друзьям.
- А как насчёт учителей? Знаю, что первый год для молодых специалистов, пришедших после вуза, самый сложный, как им не сломаться и не бросить «сеять доброе, вечное»?
Эксперимент на своих
- А своих детей вы отдали в раздельные классы?
- Моя старшая дочь училась в смешанном классе. Тогда в школе еще не было классов раздельного обучения. Дело в том, что в моноклассе при грамотной работе педагогов всегда есть направленность на обучение, стремление, мотивация, интерес. Всё это порой теряется в смешанном классе, границы размываются, внимание рассеивается, включаются другие механизмы, которые отвлекают от учёбы.
Два моих сына учились в раздельных классах, средний как раз попал в наш первый набор. Дети при раздельном обучении не видят асинхронного развития, о котором мы с вами говорим. В смешанных классах как? Девочки все умницы, а мальчики чаще оказываются нарушителями дисциплины. Обучаясь вместе с мальчиками в пятом классе, в среднем звене, девочки командуют и доминируют. Большая часть школьных учителей – женщины, дома, как правило, воспитанием детей заняты мамы, бабушки. Так вот для того, чтобы стать мужественными, устойчивыми, осмысленно-целенаправленными, мальчикам приходится пройти не простой путь, и раздельное обучение здесь – отличное решение.
Сейчас очевидной становится проблема феминизации мужчин и маскулинизации женщин. От этого страдают семьи, дети, смещаются ролевые акценты в системе общения. В нашей школе мы стараемся воспитать ребят без этих стёртых границ. В старших классах между мальчиками и девочками из раздельных классов возникают симпатии, межличностные отношения. При этом отношения оказываются более «приподнятыми», одухотворенными. После школы многие наши выпускники создали семьи. Всё это очень романтично, при этом сохраняется интерес друг к другу и загадка. И всё это не мешает нормальному, глубокому изучению учебных предметов.
Смотрите также:
- Учитель года о ЕГЭ, сельских школах и борьбе с самим собой →
- Нужны ли подготовительные курсы в школе и вузе →
- Как адаптировать ребёнка к школе →