Искусственный разум или человек? Каковы тенденции развития ИТ-технологий

Ольга Левошко / Фото: личный архив

Сможет ли искусственный разум подменить человека? Готовы ли мы к появлению цифровых паспортов? Как российская ИТ-сфера справилась с потоком санкций в прошлом году, и чего ждать от ближайшего будущего? Об этом рассказал на традиционной встрече с журналистами старший вице-президент компании «Ростелеком» Кирилл Меньшов.

   
   

Чего ждать от цифрового паспорта?

Умных устройств вокруг нас появляется все больше и больше. Мир уходит от старого, привычного оборудования, и в ближайшие годы все будет подключено к интернету. Это видно, например, по развитию промышленного интернета. На многих предприятиях буквально каждый узел теперь подключен к локальной сети. Нечто подобное ожидает и в повседневной жизни.

В то же время искусственный интеллект подобрался там, где его никто не ждал. Вместо того, чтобы подменять человека, он начал управлять людьми. Предполагалось, что роботы в каких-то сферах будут работать вместо нас. Но практика показывает, что человек не хочет общаться с машиной. Люди лучше ездят на самокате и лучше водят машину. Люди лучше доставляют продукты и выполняют иные заказы. В то же время прием этих заказов, управление маршрутами такси, создание различных алгоритмов действий происходит с помощью машин. Да так, что люди и не обращают на это внимания.

С другой стороны происходят огромные прорывы в технологиях, пока на этапе технологических демонстраций. Например, создаются алгоритмы, которые могут генерировать лицо человека, картины известных художников в любом стиле. У человечества пока нет четкого понимания бизнес-применения подобных идей. Но в какой-то момент обязательно произойдет прорыв, и ведущие компании должны быть готовы к такой революции уже сейчас.

Все больше становится различных данных, которые научились собирать, но нужно где-то хранить и обрабатывать. Данные теперь переезжают в облака, и рынок отечественных облачных услуг в связи с этим существенно вырос, нужно строить новые облачные хранилища.

Уже недостаточно, чтобы у клиента хорошо работал интернет. Надо, чтобы интернет хорошо работал и у его друзей. Когда все хорошо, никто об этом не задумывается, но в случае аварии о ней станет известно всем. У клиентов появляется сетевой опыт, и он накладывается на их собственный опыт, а это создает новые требования к ИТ-компаниям, работающим на этом рынке.

Фото: личный архив/ Ольга Левошко

Развиваются мобильные сети, и весь мир потихоньку уходит в 5G. Правда, каждое следующее поколение мобильной связи будет стоит дороже предыдущего. Для мобильных операторов это означает, что строить новые сети все более накладно, и они вынуждены выходить на рынок с клиентскими технологиями. Привлекать новых клиентов стало дорого, выгоднее удерживать старых.

Минцифры недавно запустило сервис с электронными правами и документами на машину, которые теперь не нужно возить с собой. Все связанные с этим ведомства и бизнесы обязаны теперь научиться принимать QR-коды. Когда появится цифровой паспорт, появится необходимость научиться работать и с ним в цифровом виде. Для ИТ-компаний, каждого вида бизнеса теперь важно понимать, как видит такую работу, новые перспективы государство, что изменится вокруг нас после введения цифровых документов.

   
   

Российские компании к DDoS атаке были готовы

Жизнь ускорилась невероятно. Новые приложения и сервисы последнее время появлялись настолько быстро, что предыдущие еще даже не успевали уступить им дорогу. В итоге они не сменяли друг друга, а существовали параллельно. Но сейчас, в условиях санкций, происходит разлом существовавшего еще недавно целостного технологического мира. В будущем технологии уже не будут такими доступными, как сейчас.Инновационное развитие ИТ-отрасли вообще замедляется. Новые технологии появляются, но подход к инвестициям в них становится более прагматичным. В этих условиях для России важно продолжать следить за мировыми глобальными трендами, но при этом решать сегодняшние внутренние проблемы, в том числе импортозамещения и импортонезависимости.

Санкции ведь были и до 2022 года, поэтому крупные кампании к тому, что случилось, готовились давно. Итоги года показали, что практически все компании продолжают работать, все оказались готовы к переменам. Однако теперь чтобы развиваться дальше, нужна замена западным решениям в соответствии с мировыми трендами.

При этом еще более актуальной стала проблема информационной безопасности. С начала СВО количество DDoS атак увеличилось многократно, идет массированная атака на российские ресурсы. Можно констатировать, что отечественные кампании к этому также смогли подготовиться.

В прошедшем году Российский ИТ-рынок столкнулся с финансовыми трудностями, потребовавшим от компаний выделения дополнительных бюджетов. Образовался повышенный спрос на отечественные решения, а это привело к увеличению их стоимости. Российское ИТ-оборудование на рынке есть, но стоит оно пока дороже импортного.

Перспективы 2023 года

2023 год также пройдет в России под знаком импортозамещения, кибербезопасности и ограниченного финансирования, при больших затратах на кадры и разработку собственных продуктов.

Одной из самых важных проблем будут кадры. ИТ-вакансий и в прежние годы было предостаточно практически во всех сферах, в связи с чем рынок был явно перегрет, и зарплаты в этой отрасли существенно росли. Теперь же, после отъезда многих специалистов, проблема обострилась еще больше, и ее надо оперативно решать.

Не все компании готовы быстро заменить иностранное программное оборудование на отечественное, и в ближайшее время будут продолжать работать на западных платформах в автономном режиме. Поэтому растет спрос на гибридные решения авторского софта, не требующие громадных вложений.

Россия долгое время развивала свою экосистему внутри национальных американских экосистем. Теперь появилась острая необходимость в создании своей национальной мобильной экосистемы. Примерно так же, как в 2014 году появились карта «Мир» и изменения в мобильной системе платежной системы. Национальная экосистема включает в себя огромное количество сервисов и компонентов. Сколько времени уйдет на ее создание? Если уровнем сопоставимости с популярными зарубежными системами – пять-десять лет. Но если брать за критерий тот, чтобы не пропали наши хранящиеся в интернете фоточки и контакты – существенно меньше.

В будущем отечественный бизнес будет делать ставку на развитие собственных специализированных ИТ-продуктов. Так что падения спроса на ИТ-решения в ближайшие годы не произойдет. Скорее будет перераспределяться структура рынка и создаваться новые направления.

Фото: личный архив/ Григорий Загребельный

Григорий Загребельный, директор юнита Аналитика компании Ingate:

«Говоря об IT-направлении в сфере маркетинга и бизнеса, все важнее становится управление на основе данных. С уходом ряда иностранных компаний сократился рекламный ассортимент, а вместе с ним и инструменты управления. Поэтому основной тренд сейчас – это создание отечественных механик управления данными.

Так, чисто тульской разработкой является наша платформа FAIR BI, которая должна стать надежным российским инструментом сбора, обработки, визуализации маркетинговых данных и управления рекламой, и не только, на их основе. Звучит, может, сложно, но это новая и очень актуальная для нашего рынка разработка. Мы надеемся, что она найдет своего потребителя. Кроме уверенности в этом наших специалистов есть еще грант от министерства по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области, который мы получили в прошлом году. Приятно, что в наших IT-ишников верят и поддерживают».

Фото: личный архив/ Денис Маликов

Денис Маликов, директор макрорегиона «Центр»:

«В 2022 году наша компания стала центром компетенций в проекте по устранению цифрового неравенства 2.0, который реализует Минцифры РФ совместно с «Ростелекомом». В прошлом году мы активно реализовывали проект по устранению цифрового неравенства. В результате удалось обеспечить качественным 4G и голосовой связью жителей из девяти населенных пунктов, где ранее не было стабильного сигнала операторов Тульской области. Мы модернизировали каждую пятую базовую станцию в Тульской области и построили дополнительные объекты сети в тех местах, где быстрыми темпами растет активность клиентов».