Логика превыше
Первым официальным коррупционером в новейшей истории Тульской области стал первый постсоветский губернатор Николай Севрюгин. Его обвинили в получении взятки в 200 тысяч долларов, то есть 6 миллионов рублей по нынешнему курсу. Дело тогда довели до суда, и бывший хозяин региона около двух лет провёл в СИЗО, где его здоровье было окончательно и бесповоротно подорвано. Для лечения его освободили под подписку о невыезде, а вскоре он попал под амнистию, как орденоносец.Севрюгин доживал свой срок на свободе. Впрочем, того срока оставалось очень мало. Буквально через год Николай Севрюгин скончался и был похоронен в гробу, который стоил четыре тогдашние среднемесячные зарплаты рядового туляка.
После этого антикоррупционная активность в регионе не заглохла. Через пару лет на скамью подсудимых попал главный пожарный региона Алексей Сенченков, получивший 4 года за вымогательство взятки в размере 20 тысяч долларов. А ещё через год «по тундре, по железной дороге» на 7 лет отправили главного регионального налоговика Валерия Реша за получение взятки в 40 тысяч всё тех же «убитых енотов». В том же году в Тульской области арестовали и осудили главу администрации Ясногорского района Дмитрия Быстрова. Взятку размером в 300 тысяч долларов, которую он получил от московского предпринимателя, назвали самой крупной в истории региона, и приговор суда был соответствующим. Быстрову впаяли 12 лет строгого режима, а его первому заместителю Вячеславу Романову - 9 точно такого же. В те годы логика в судебных решениях просматривалась вполне отчётливо и реальный срок напрямую зависел от размера финансовых аппетитов.
Благосклонность Фемиды
В течение следующих четырёх лет в поле зрения борцов с коррупцией попадали лишь участковые врачи, преподаватели тульского государственного университета да старшие лейтенанты ГИБДД. И лишь в 2009 году в двухмиллионной взятке были обвинены глава администрации Белёвского района Алексей Глаголев и глава города Белёва Александр Хардыбакин. Через месяц после них за взятку в 500 тысяч рублей задержали очередного главу администрации Ясногорского района Геннадия Кисина, а ещё через несколько месяцев - главу Новомосковска Николая Минакова и главу администрации того же кластера Игоря Потапова, которые требовали у некоего инвестора безвозмездного выделения им пяти квартир в городской новостройке на улице Кукунина. Фемида времён губернатора Вячеслава Дудки отнеслась ко всем этим людям много благосклоннее, чем её старшая сестра, вершившая правосудие во времена Василия Стародубцева. Глаголев и Хардыбакин были оправданы и реабилитированы. Минаков заплатил штраф в 300 тысяч рублей. Кисин - в размере 500 тысяч. И лишь Потапов был приговорён к четырём с половиной годам лишения свободы, но… условно.
Кто пан, а кто пропал
После того как осенью 2011 года за взятку в размере 3 миллионов рублей к семи с половиной годам «строгача» был приговорён экс-директор областного департамента экологии Алексей Лазарев, многим жителям Тульской области показалось, что жизнь в регионе налаживается. Однако отсутствие логики в действиях судебной системы настораживает. К примеру, бывший депутат Тульской городской думы Руслан Кутлин за вымогательство точно такой же суммы получил всего 4 года. Экс-губернатор Вячеслав Дудка за получение взятки в размере 40 миллионов рублей (которые он даже в руках не успел подержать) помимо срока в девять с половиной лет приговаривается к штрафу в размере 900 тысяч рублей. В то же время молодой врач Инна Блинова из Плавска за пособничество группе коллег, торговавших справками об инвалидности, штрафуется на 2,5 миллиона. А возглавлявшая ту группу Елена Бочкина, нажившая неправедными путями около 600 тысяч рублей, отправляется за решётку на 9 лет и штрафуется на 6,5 миллиона рублей.
Одновременно в области проходят процессы, приговоры которых поражают уже знакомой мягкостью. Бывший руководитель главного управления государственной службы и кадров аппарата администрации Тульской области Тамара Лисицына обвиняется в получении взяток на общую сумму в 300 тысяч рублей. Однако в отличие от Бочкиной приговаривается всего лишь к штрафу в размере 350 тысяч, да и от уплаты того освобождается в связи с истечением срока давности по одному из двух эпизодов преступления. А подельник Вячеслава Дудки Виктор Волков, на основании показаний которого и поедет топтать зону экс-губернатор, получает ровно такой срок, чтобы с чистой совестью выйти на свободу прямо из зала суда точно по окончании нашумевшего процесса. Хотя сам же в ходе следствия признавал, что 5 из 40 пресловутых миллионов предназначались для него лично. Подзабытому уже Лазареву такие деньги и не снились.
Непонятная избирательность при вынесении обвинительных приговоров, а вовсе не надуманная загадочность русской души, и порождает ту самую жалость к осуждённому экс-губернатору. А заодно и всякого рода пересуды о заказном характере процесса.
Смотрите также:
- «Ушел по делу». Губернаторы покидают свои посты под уголовный аккомпанемент →
- Осудили и забыли: почему экс-губернатор Дудка до сих пор домашним арестом →
- Бывших чиновников Узловского района осудили за взятки →