Для многих это вопрос денег - ведь курсы платные - и времени. И кто от этого больше выиграет - ребёнок или школа и вуз?
Учителя агитируют записываться на курсы - мол, ребёнок узнает, что такое школа, получит недостающие знания и даже преимущества при поступлении в 1-й класс, если не прописан в районе школы. Но есть и другие мотивы. Подготовишки - это дополнительный (и немалый!) заработок для школы. Плюс учителям, конечно, намного удобнее, если 1 сентября все дети придут в класс, умея читать и писать, организованным строем, наученные послушно сидеть в позе «глазки на меня, ручки вот так». Из всего этого для родителей ребёнка единственный наиболее разумный, пожалуй, аргумент «за» - это психологическая адаптация к школе. «Ребёнок, который не посещал детский сад, не имеет опыта разрешения конфликтов со сверстниками, с чужими взрослыми. Поэтому у такого ребёнка могут быть серьёзные психологические проблемы в 1-м классе. А значит, хорошо, если он походит в группу подготовки к школе», - уверена Марьяна БЕЗРУКИХ, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО.Но большинству для адаптации хватает пары недель, а ходить-то придётся целый год!
Всему своё время
«Подготовительные курсы к школе просто отнимают у ребёнка год его дошкольной жизни, который потом ничем не компенсируешь, считает Ирина БУРЛАКОВА, завкафедрой дошкольной педагогики и психологии МГППУ. - Занимаются с детьми учителя «как в школе», но уроки - совсем не та форма, которая подходит для обучения дошкольников. В детском же саду работают специалисты, знающие особенности возраста. Разница между дошкольником и первоклассником огромна. Если ребёнок ходит в детский сад, то ради сохранения здоровья и психики я бы не советовала водить его ещё и на курсы в школу. У таких детей в голове происходит смешение подходов и требований. Нередко ребёнок, даже с высоким уровнем развития, становится неуверенным в себе.
Но главное - у него не возникнут, новизна и праздничность 1 сентября, интерес к учёбе».
Сейчас в Минобрнауки разрабатываются стандарты дошкольного образования, которые в идеале должны кардинально отличаться от школьных. И специалисты предупреждают: нельзя их превращать в предшкольную подготовку в плане закачки знаний.
«Любые курсы для детей дошкольного возраста, которые начинают строиться как подготовка к школе, - это большой риск, - говорит Александр АСМОЛОВ, доктор психологических наук, директор Федерального института развития образования. - Не ребёнок должен готовиться к школе, а школа - к ребёнку. Поэтому главное отличие дошкольного образования от школьного - требования не к обучению, а к развитию личности ребёнка, к тем условиям, которые создают у ребёнка мотивацию для этого. И государство должно выступить ключевым гарантом такого подхода».
Зачем «учить ЕГЭ»?
А вот подготовительные курсы и отделения при вузах, «репетиции ЕГЭ» - это риск для родительского кошелька. Уже несколько лет Рособрнадзор предупреждает: такие курсы не нужны. Всё, что необходимо для подготовки к ЕГЭ, а значит, и к поступлению в вуз, - это школьные учебники и школьные учителя. Но вузы, пользуясь опасениями родителей за своих детей, всё равно продолжают выманивать деньги за то, что дети должны получать бесплатно. Ведь нового на таких курсах ничего не дают, всего лишь повторяют школьную программу. А проникнуться «духом вуза» ребята вполне успеют за будущие 4-5 лет учёбы. Но главное: по закону вуз не имеет права давать преимущество при зачислении прошедшим подготовительные курсы. И он не даёт, даже если и обещает в рекламе!
Смотрите также:
- Творческие девочки и рациональные мальчики: один день с тульским учителем →
- «Не институт благородных девиц». Школьный психолог о раздельном обучении →
- Ирина Симонова: «Душа требует большой работы» →