Надежда длиной в 100 лет: как вымирают шахтёрские посёлки в России

Тихая жизнь в умирающих посёлках © / Антонина Позднякова / АиФ

31 августа страна отметит День шахтёра. Многие туляки - тоже. Будут праздновать и в полузаброшенных шахтёрских посёлках Тульской области. Вспоминать трудный, но почётный и денежный труд и тот страшный момент, когда шахты закрывались. Люди оказывались без работы, а населённые пункты при шахтах - без перспектив.

   
   

Ведь были шахты трудовые…

Есть в Киреевском районе посёлок Бородинский. Сегодня здесь живут одни старики. А когда-то…

Большая часть поселка состоит из невысоких деревянных построек. Фото: АиФ / Антонина Позднякова

Справка
В 1960 году в Тульской области было 120 шахт. К 2000 году осталось четыре. В 2009 году из-за нерентабельности закрыли последнюю угольную шахту, расположенную в Венёвском районе. Сейчас в Тульской области уголь добывают только открытым способом - на Кимовском разрезе.
Появившись в 1956 году благодаря открывшейся шахте № 13, посёлок начал быстро развиваться, разрастаться вдоль и поперёк, благоустраиваться и обзаводиться не только бараками для шахтёров, но и культурными, образовательными, медицинскими учреждениями. А тут заработала и вторая шахта № 17. Жизнь работников, строителей и их семей постепенно налаживалась.

Появились два детских сада, три школы, больница, взрослая и детская библиотеки, большой Дом культуры.

- Мы думали, что наш Бородинский станет скоро крупным населённым пунктом, - говорит сотрудница администрации Надежда Шалымова, живущая в посёлке с детства. - Ещё папа мне рассказывал, что все готовились стать полноценным городом, поэтому так много строилось и создавалось.

Но мечты о звании города пришлось отложить. После 2000 года стали повсеместно закрываться шахты.

Асфальтовое покрытие дорог - теперь недостижимая мечта. Фото: АиФ / Антонина Позднякова

Сегодня в посёлке живут около 6 тысяч человек, большинство - пенсионеры. Бывшие шахтёры с женами.

   
   

Все, кто мог трудиться и претендовать на лучшую долю, сбежали из посёлка, в котором нет работы, а значит, и возможностей. Закрылись крупные предприятия, остались лишь мелкие магазинчики, парикмахерские и аптеки.

Вместо большой больницы, где было родильное отделение, работал большой штат специалистов, осталась лишь поликлиника. Жителям посёлка приходится ездить в Липки, Киреевск, Тулу, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь.

Большинство домовладельцев - пенсионеры-шахтеры с женой. Фото: АиФ / Антонина Позднякова

Урезали и количество школ. Теперь всех учеников вмещает единственная школа, рассчитанная на 500 человек.

- Вторую школу закрыли в 2013 году, решив, что она не нужна, - с сожалением говорит бывшая глава администрации посёлка Лариса Константинова. - Но зато у нас продолжают работать музыкальная и спортивная школы.

 

И в поселках есть патриоты Фото: АиФ / Антонина Позднякова

И всё же с любовью- Мне здесь нравится, - говорит жительница Бородинского Надежда Федорова. - Я пенсионерка, особых требований у меня нет. Тут тихо, спокойно, все друг друга знают. Тем более что мы с мужем в молодости наездились, сейчас хочется покоя.Жители радуются и тому, что по-прежнему работают два детских сада, библиотеки, местный ДК регулярно устраивает праздничные концерты.

Надежда Федорова живёт с мужем здесь уже 10 лет. В советские годы, когда её супруг работал горняком, семья действительно объездила практически всю страну, после чего вернулась к родителям в посёлок.

- Когда мы приехали в Бородинский, - вспоминает она, - работы хватало всем. Ведь в рабочем посёлке жили не только шахтёры с семьями, но и строители, разнорабочие, учителя, врачи. А теперь работать негде, моя дочка каждый день ездит в Тулу.

Люди покидают насиженные места, оставляя дома и участки бесхозными.

Кругом ветхость и запустение. Фото: АиФ / Антонина Позднякова

Пятиэтажные кирпичные дома соседствуют с заброшенными дачами, хозяева которых уехали. Брошенные участки зарастают и становятся пристанищем для любителей выпивки.

Те же, кто ещё следит за своими участками, стараются скорее их продать и попрощаться с посёлком.

Нередко на сайтах можно увидеть объявления о продаже участка за бесценок.

Шахтёрские районы

Бородинский - типичный пример жизни шахтёрского посёлка. И таких примеров десятки по всей области.

Отголоски былого веселья Фото: АиФ / Антонина Позднякова

Сейчас в районе меньше пятнадцати относительно «живых» посёлков: Бородинский, Комсомольский, Октябрьский, Сеченский, Улановский, Приупский, Шварцевский, Головлинский, Гвардейский, Круглянский и пр.- Все посёлки на территории нашего района можно назвать шахтёрскими, так как в них всегда жили шахтёры, - говорит почётный гражданин Киреевска Александр Логинов.

Суворовский район также богат такими.

- Я родилась в шахтёрском посёлке Агеево, - рассказывает жительница Суворова Анна Николаева. - Вскоре после моего рождения дома стали сносить. Уцелело не более пяти. В них до сих пор живут.

Полузаброшенный посёлок Центральный Суворовского района простился с большинством своих жителей ещё до 2000 года. Сейчас в нём - дорога из заплаток, покосившиеся дома и горстка пенсионеров на лавочках.

Похожая участь постигла и кимовские Весенний, Шахтинский, Левобережный, Новый, Мирный.

Средний возраст населения шахтерского поселка - около 50 лет. Фото: АиФ / Антонина Позднякова

…Несмотря на то что именно железная дорога определила жизненный уклад и судьбу Узловой, немалую роль сыграли и шахты, заложенные в конце 30-х прошлого века. Одновременно с их строительством сооружались и шахтёрские посёлки - Дубовка, Горняцкий, Каменецкий и Брусянский.

Некоторые из них сегодня совсем заброшены, некоторые ещё держатся на плаву.

Несколько маленьких домиков ещё существуют и на четырёх улицах Круглянского Киреевского района.

Посёлки и деревни, объединяйтесь!

В прошлом году в связи с укрупнением деревни и посёлки Тульской области стали объединяться в муниципальные образования по территориальному признаку.

Когда-то во дворах было шумно... Фото: АиФ / Антонина Позднякова

Только проблемы у поселений разные. Жители этих населённых пунктов не в восторге от преобразований.Таким образом, появилась возможность сократить расходы на содержание органов местного самоуправления и направить их на решение актуальных проблем поселений.

- К нашему посёлку, куда проведены вода, газ и прочие коммунальные блага, - говорят в администрации Бородинского, - присоединили деревни, в которых этого всего вообще нет.

Деньги из бюджета пойдут, скорее всего, по принципу первой необходимости, поэтому вполне вероятно, что деревни будут развиваться, а вот посёлкам придётся подождать, пока все населённые пункты муниципалитета выйдут на один уровень.

- Сто лет для нас не срок. Подождём, - ухмыляются бывшие шахтёры.

Смотрите также: