Министерство образования и молодёжной политики Владимирской области внесло дополнение в приказ, регламентирующий требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Оно гласит «Не допускается ношение в общеобразовательных организациях одежды и её элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность обучающегося (в том числе хиджабов, никабов и т.д.)». Ждать ли подобного в Тульском регионе — в материале tula.aif.ru.
По требованиям — в школу
Владимирская область по численности и составу населения, географическим, социально-экономическим, политическим и иным характеристикам схожа с областью Тульской. Однако, как ответили на запрос tula.aif.ru в министерстве образования региона, согласно федеральному законодательству, образовательные организации вправе устанавливать требования к одежде обучающихся — к её общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия и правилам её ношения.
Образовательные организации устанавливают требования к внешнему виду учеников внутренними локальными нормативными актами, которые принимаются с учётом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников образовательной организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии). Именно этот документ может содержать положения, ограничивающие ношение в образовательных организациях одежды, демонстрирующей религиозную принадлежность.Министерством образования Тульской области не издавались отдельные правовые документы, ограничивающие ношение в образовательных организациях одежды, демонстрирующей религиозную принадлежность, говорится в ответе.
Мнения учителей
Опрошенные нами тульские педагоги констатируют: пока с проблемами ношения элементов религиозной одежды в своих школах они не сталкивались. Как нам рассказала Диана (имя изменено), ранее работавшая в средних классах одной из школ областного центра, девочки из семей, исповедующих ислам, никогда не приходили на уроки в хиджабах и, тем более, никабах. Да, у них, как правило, чуть длиннее подолы платьев или юбок, но не более того. Ещё характерная деталь: некоторые из этих девочек ближе к старшим классам пытаются краситься даже ярче, чем их сверстницы с тульскими корнями. Диана это отнесла к восточным традициям выглядеть ярко и эффектно. Но введение прямого запрета на элементы религиозной одежды в учебных заведениях она приветствует и поддерживает.
Сергей Алексеевич (имя и отчество изменены) — педагог с многолетним стажем, тоже не сталкивался с подобной проблемой в тех школах, где преподавал в разное время. Администрация центра образования после консультаций с родителями и учащимися сформулировала требования к внешнему виду и утвердила их. Как отметил наш собеседник, ученицы из религиозных мусульманских семей разве что не носят брюки, но в остальном придерживаются тех же требований к внешнему виду, что и все остальные.Позиция экспертов
Депутат Тулгордумы Владимир Тимаков считает, что не нужно запрещать ношения хиджабов и никабов в школах, по крайней мере в массовом пространстве, потому что это будет означать геттоизацию мусульман.
«Люди из глубоко верующих мусульманских семей не будут контактировать с обычными школьниками, с окружающим сообществом. Они будут отдавать своих детей в какие-то особые „мусульманские“ школы, может быть, даже не совсем легальные.
То есть, такой запрет приведёт к их изоляции, расколу общества. Вообще, на мой взгляд, выстраивание отношений между россиянами — православными и мусульманами — станет центральным вопросом XXI века. Поэтому я против такого запрета, он оттолкнёт людей, а этого допускать нельзя».
Тульский политолог Руслан Алиев:
«Любые вопросы, связанные с религией, носят весьма деликатный характер. Но образование в нашей стране, включая, разумеется, и Тульскую область, должно и впредь носить подчёркнуто светский характер. А вот за пределами учебных заведений и, тем более, дома, в семьях людям должна быть гарантирована свобода совести — за исключением деструктивных сект».