Система станет закрытой
В последние годы работа коммунальных сетей во время отопительного сезона вызывает всё больше вопросов и становится настоящей головной болью для тульского минстроя и областной госжилинспекции.
Систематические порывы отопительных трубопроводов, несоответствие температурного режима в домах туляков, несвоевременная и не всегда эффективная работа управляющих компаний приводят к тому, что многие туляки платят огромные суммы за едва тёплые батареи. Естественно, ничего, кроме справедливого возмущения, эта ситуация у людей не вызывает.
Решить проблему должны глобальные изменения, которые совсем скоро произойдут в системе ЖКХ.
Согласно п. 9 ст. 29 Федерального Закона «О теплоснабжении» от 27.10.2010 № 190-ФЗ, «с 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путём отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается».
Чем же открытая система отличается от закрытой? Открытая система отличается наличием теплоносителя, циркулирующего в системе. Горячая вода поступает напрямую из централизованной отопительной системы и качество воды, текущей из крана и воды, циркулирующей по батареям, ничем не отличается. Своё название система получила из-за того, что подача горячей воды идёт из открытых кранов отопительной системы. Она сейчас применяется в большинстве многоквартирных домов.
При закрытой системе осуществляется забор холодной питьевой воды из центрального водопровода, а её нагрев происходит в дополнительном теплообменнике. После этого производится подача воды по квартирам.
Получается, что к 2022 году во всех многоквартирных домах должна быть полностью переоборудована система водоснабжения – по сути, в каждом доме будет стоять индивидуальная котельная – их ещё называют «индивидуальный тепловой пункт» (ИТП). Предполагается, что тепло будет подаваться без перебоев, а работа обновлённой системы горячего водоснабжения не будет зависеть от внешних факторов.
Где деньги, Зин?
Сама идея во всех смыслах положительна – здесь возразить нечего. При её реализации прямые затраты населения на оплату тепловой энергии должны значительно сократиться. По предварительным подсчётам общественных активистов, после смены открытой системы на закрытую, расход на воду уменьшится в полтора-два раза, а значит – снизится финансовая нагрузка на малоимущие семьи, пенсионеров и инвалидов.
Но, возникает вопрос: за чей счёт будет проводиться переоборудование отопительных систем многоквартирных домов? В перечень работ по капитальному ремонту эти работы не входят, а других, предусмотренных жилищным законодательством, источников финансирования у собственников просто нет. За исключением одного – собрать деньги с жильцов и провести все работы за их счёт.
Водонагревательная станция – объект повышенной опасности. Для её монтажа нужно сделать дорогостоящий проект, получить разрешения от газовиков и надзорных органов и только потом приступать к монтажу и запуску новой системы. На всё это нужны деньги.
Проблема исполнения вступающих в силу через три года поправок уже приобрела глобальный характер – например, в Татарстане чиновники планировали отключить 1100 многоэтажек от центральной системы горячего водоснабжения и за счёт средств капремонта оборудовать дома теплообменниками. Всё это проводилось в одностороннем порядке, без согласования с жителями. Местные гражданские активисты провели масштабные митинги – люди вышли на улицы, требуя не разорять фонд капремонта в угоду чиновникам от ЖКХ. И действительно: средства фонда капремонта должны использоваться только по целевому назначению – на ремонт домов. Переделывать домовые системы горячего водоснабжения на эти деньги нельзя, да и не хватит их на это. А откуда взять – никто не знает.
Опыт соседей
В соседней, Липецкой области, благодаря активности ряда депутатов областного Совета, удалось добиться разработки региональной программы перевода 1520 многоквартирных домов с открытой системой горячего водоснабжения на закрытую.
Документ предполагает переоборудование систем водоснабжения во всех многоквартирных домах, но его реализация сопряжена с внушительными финансовыми затратами. Перевод на закрытую систему позволит снизить тариф для граждан, улучшить качество горячего водоснабжения, а также установить новые раздельные общедомовые тепловые счётчики.
Липецкие депутаты посчитали, что на реализацию программы понадобится 1,2 миллиарда рублей. В эту сумму входит разработка проектно-сметной документации, установка новых приборов учёта, частичная замена трубопровода в каждом доме. В среднем переоборудование одного дома обойдётся в 800 тысяч рублей. При открытой системе тариф на теплоноситель в Липецкой области составляет 49,48 рублей, а при закрытой – снизится до 24,93 рублей.
А что же Тульская область? Только в областном центре насчитывается более 3000 многоквартирных домов. Значит, на переоборудование всех многоэтажек в регионе понадобится порядка трёх миллиардов рублей. Не менее 700 миллионов потребует такая же реформа в Алексине. Это огромные деньги, которые вряд ли есть в «заначке» у областного минстроя.
Позиция министерства
Олег Дючков, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области – директор департамента жилищно-коммунального комплекса: В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация горячего водоснабжения в границах поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Во всех муниципальных образованиях Тульской области разработаны и утверждены в установленном порядке схемы теплоснабжения, предусматривающие, в случае необходимости, реализацию мероприятий по реконструкции систем горячего водоснабжения с указанием стоимости реализации указанных мероприятий. Схемы теплоснабжения размещены на сайтах муниципальных образований Тульской области.
Система теплоснабжения многоквартирных домов относится к общедомовому имуществу, реконструкция которого относится к компетенции общего собрания собственников (п.2 ст. 44 ЖК РФ).
Взгляд слева
Сергей Гребенщиков, председатель совета Тульского регионального отделения партии «Справедливая Россия»: По версии министерства строительства и ЖКХ области, системы теплоснабжения относятся к общедомовому имуществу, а значит, решение об их реконструкции должны принимать собственники жилья. Получается, что чиновники в очередной раз переложили проблему с больной головы на здоровую и практически в открытую «повесили» на рядовых туляков огромные траты.
Неужели финансировать все работы тулякам придётся из собственного кармана? Предположим, что жители больших многоподъездных высоток, в которых насчитывается по 500-700 квартир, соберут искомую сумму достаточно быстро. А как быть с сотнями пятиэтажных «хрущёвок» на 100-150 квартир, в доброй половине которых живут пенсионеры? Откуда им взять эти деньги? На этот вопрос чиновники пока отвечают молчанием и отводят глаза.
Озвученная проблема – не вопрос отдельного дома. Речь идёт о смене всей системы теплоснабжения в области. И отдавать такие важные вопросы на откуп собственникам нельзя. Нужно разрабатывать четкую программу, закладывать будущие траты в бюджет. Но, видимо, Элеонора Шевченко и её ведомство пока не обращают на эту проблему внимания.
Здесь мне вспоминается ситуация, когда мы обратили внимание Минстроя на необходимость замены и ремонта лифтов в тульских домах. Минстрой уверял, что денег нет, в данный момент это невозможно, жители должны решать проблему самостоятельно. После вмешательства губернатора решение сразу нашлось – пусть не полностью, но хотя бы частично и теперь замена лифтов преподносится, как великая заслуга чиновников минстроя. Очевидно, в случае с переоборудованием тепловых систем снова потребуется личное вмешательство Алексея Дюмина.
Понятно, что нужную сумму регион сразу не найдет, необходимо прорабатывать возможность создания федеральных программ либо национального проекта. Шевченко предлагает переложить все эти хлопоты на плечи муниципалитетов и обычных жителей? Она первая должна по всем федеральным министерствам пробивать решение этого вопроса, он касается всей области. И здесь, конечно, лоббистские возможности главы Тульской области очень пригодились бы.
Туляки не будут терпеть очередное «коммунальное ярмо» – я уверен, жители станут бороться за свои права и свои деньги.
Голос Алексина
Руслан Хрусталев, руководитель проекта «Региональный центр ЖКХ «Активный собственник», директор НП содействия интересам собственников: Тот факт, что приняты поправки в 190-й федеральный закон, не означает, что они будут исполнены. Что-то мне подсказывает, что сроки реализации закрытых схем горячего водоснабжения ещё неоднократно перенесут, как это у нас часто происходит. Ещё один вопрос – как трактовать эту норму – не как обязательную к исполнению, а как один из возможных вариантов. До принятия этой поправки пятиэтажный дом, жители которого готовы были даже за свои собственные деньги установить ИТП, не имели такой возможности из-за отсутствия правовой базы.
То есть, первым этапом реализации новой нормы видится внедрение или изменение схемы горячего водоснабжения многоквартирного дома там, где есть такая возможность и желание. Вторым этапом могло бы стать введение этой нормы в тех городах федерального значения и муниципальных образованиях, где под неё есть финансирование, а возможности у всех разные. Да и не везде это возможно, по разным причинам. Третье: решение должны принимать только сами собственники на своих общих собраниях. Без этого вся «реформа» провалится. Ведь надо не только отсоединиться от централизованной системы, но и обслуживать новую схему потом. И рассчитать тариф, чтобы не получилось так: отсоединились от тепла, которое обходилось в 2400 рублей за гигакалорию, а теперь при наличии ИТП она стоит 4000 рублей плюс техническое обслуживание.
А что до сумм, которые могут понадобиться для изменения всех схемы горячего водоснабжения такого города, как Алексин, полагаю, что озвучиваемые некоторыми экспертами суммы в 500-600 миллионов рублей слишком оптимистичны. А в масштабах такого региона, как наш, это могут быть даже не миллиарды, а десятки миллиардов рублей, которые из воздуха не появятся. С собственников их тоже никто не соберёт. А если подключить средства фонда капремонта Тульской области, ну, аккумулируют они за год, может, порядка 4 миллиардов рублей. И что же – дома не ремонтировать, а всё бросить на трубы? Нет, конечно!
Но это небыстрая история, поэтому переживать пока рано. И есть призрачная надежда, что монополисты, видя, что от них могут «отпочковаться», хоть как-то начнут шевелиться.
Ольга Гиличинская, заместитель директора экспертной организации в сфере ЖКХ и тарифообразования: Федеральные минстрой и минэнерго до сих пор пытаются собраться информацию – сколько же нужно денег, чтобы «закрыть» все открытые системы [горячего водоснабжения] по стране. Но учитывая, что норма в законе есть, и судя по реакции разработчиков этой нормы, переносить сроки её реализации никто пока не собирается. Есть ощущение, что как-то эта проблема будет решаться.
В Тульской области проблема открытого водоразбора на примере Алексина решается через заключение концессионного соглашения. И задача концессионера как раз состоит в том, чтобы решить этот вопрос. Там уже рассчитаны модели и необходимые финансовые ресурсы. И некоторый рост тарифа выше индекса предельного роста вносимой гражданами платы это вызовет, но не критичный – дополнительно 2-2,5% в год. Все мы понимаем, что инвестор должен будет окупить п затраты, а сделать это можно только за счёт потребителей. И такой вариант представляется достаточно мягким, если удастся найти такого инвестора.
По Туле проблема на сегодняшний день не решена – даже в рамках разработки и актуализации схемы теплоснабжения. Здесь понадобятся очень большие деньги – порядка 2,5-3 млрд руб., в городе работают две крупные котельные – Зареченская и Фрунзенская с открытым типом водоснабжения. И пока этот вопрос подвис. То есть планы переходов на закрытую систему горячего водоснабжения есть, объёмы затрат рассчитаны, а источники финансирования не определены.
Все затаились и ждут: может, федеральные деньги выделят на это, но собственников жилья, скажем, за установку ИТП, точно платить не заставят. А вот в рамках капремонтов многоквартирных домов, когда подойдут предусмотренные сроки, возможно, и будут установлены индивидуальные тепловые пункты. И есть важный нюанс: менять систему водоразбора нужно одновременно по всем объектам потребления горячей воды. Нельзя в одном доме поставить ИТП, а в соседнем оставить открытую систему горячего водопотребления. Какие-то дома удастся профинансировать через капремонт, какие-то через концессию, какие-то за счёт бюджетов всех уровней.