«Агрессор моей мечты». Как тулякам защитить себя от домашнего насилия?

Деспот, хоть мужчина, хоть женщина, хочет подчинить себе потенциальную жертву и контролировать её полностью. © / Кирилл Романов / Коллаж АиФ

Статистика констатирует: фактов домашнего насилия, после всплеска в пандемию, фиксируется меньше. Но оно, по-прежнему, калечит многие жизни.

   
   

Мужчины тоже плачут

«На сороковом году жизни я познакомилась с отличным мужчиной, - рассказывает Анна Маркова. – Ему 50 лет. Интеллигентный, спокойный, юморной, начитанный. А уж как выглядит! Женщины мне завидовали. Ухаживал красиво. Начали вместе жить и тут я поняла, что чего-то в нём не понимаю. Разольёт чай и пугается, оглядывается – видела ли я. Какую-то вещь переложит на другое место и прямо-таки сжимается с оглядкой. Что за ерунда? Оказалось, приобретённые рефлексы. Пару десятилетий мой любимый прожил с очень властной манипуляторшей.

Я убила пару лет на то, чтобы он на внутреннем уровне перестал чувствовать себя априори виноватым, ощутил и принял – теперь новая жизнь.
Он может быть собой, и никто не шикнет, не устроит скандал, не завалит претензиями и обвинениями. В прошлом году мы отметили 25 лет совершенно безоблачной и счастливой жизни вдвоём».

Такие истории редко попадают в поле зрения статистов, потому как мужчины старательно скрывают, что не могут противостоять женщине. Обратится за помощью с такой проблемой всё равно, что объявить себя не мужиком. А некоторые сначала пытаются противостоять, потом смиряются, привыкают. Как сказал знакомый, «поначалу всё это неприятно, а потом нормально – ведь так женщины борются за семью».

С женщинами всё сложнее. Они нередко терпят домашнее насилие до предела. Потом одни или ломаются, или пускаются в бега, а то и убивают тирана, тут же попадая в статус агрессорш. «Она расправилась с мужем», - говорят знакомые и незнакомые, а то, что это уже был ответ на годы издевательств, моральных или физических, в расчёт берется, пожалуй, только родными да иной раз судом. 

В нашей области в последнее время громких историй не случалось, но страдающих от насилия женщин предостаточно. И, порой, их количество увеличивается беглыми жёнами из других регионов.

Сбежала без документов

Евгения (по понятным причинам имена жертв мы изменили) бежала от мужа аж из Воронежа. Вроде всё было, как у людей, поссорились, помирились, но рождение детей взорвало семью.

«Муж оказался до такой степени вспыльчивым, что пришлось спасаться, - рассказывает она. - Я бежала из города, пока он был на работе».

Приехала с ребёнком к подруге в Тулу. Без вещей, без документов. Главное было быстрее и дальше. Сегодня Женя проходит реабилитацию в ГУ ТО «Семейный МФЦ «Мой семейный центр». С ней работают психологи. Здесь же помогли восстановить документы.

«Через полгода поняла: у меня есть силы обеспечить себе и детям достойную жизнь. Несмотря на мольбы супруга, обратно не вернусь. Жизнь в постоянном стрессе не приведёт ни к чему хорошему ни меня, ни моих сыновей, которым тоже потребовался курс реабилитации», - отмечает Евгения.

   
   

У страха глаза велики

Она смогла вырваться из круга обид, психологического давления и, думается, что всё у неё будет хорошо. Однако, не всем так везёт. По мнению специалистов, чаще всего женщинами движет зависимость от мнения окружающих, отсутствие собственного жилья и финансовая зависимость от мужа.

«Некоторые просто боятся обращаться за помощью к посторонним, потому что винят себя в происходящем, хотя это совершенно не так! Опять же, в обществе до сих пор принято «не выносить сор из избы», что заставляет жертв молча терпеть издевательства», - рассказывает педагог-психолог, заместитель директора - заведующая отделением социальных услуг центра Олеся Трофимова.

Помимо всего прочего, удерживать может и страх не справиться с ребёнком в одиночку. Из-за того, что мать в силу сложившихся обстоятельств не может зарабатывать деньги, у неё возникают сомнения в возможности материально обеспечить собственную семью.

«Ещё одна распространённая причина – эмоциональная привязанность к мужу, перешедшая в созависимость. Именно она сыграла злую шутку с Евгенией. Она не раз сбегала, но в итоге вновь возвращалась к супругу из-за не угасших чувств. Тем не менее, жизнь его ничему не научила», - продолжает Олеся.

Многоликий тиран

Насилие, конечно, бывает разным. В том числе физическим, эмоциональным, психологическим, финансовым. Если первое проявляется и имеет явные последствия в виде травм и синяков, то второе и третье определить непросто: насмешки над партнёром могут казаться шуткой, а тотальный контроль восприниматься как забота. Третье понятно. Тиран подавляет жертву либо не дозволяя работать, либо держа в жестких финансовых рамках. И делается это порой вовсе не грубо. Скажем, муж решил, что общий кошелёк должен быть у него, и определять финансовую стратегию будет он. Женщина за любой мелочью должна обращаться с просьбой. Надо купить лак для ногтей - к мужу, расчёску купить, в парикмахерскую сходить – к мужу. Детям одежда нужна – туда же.

Ещё вариант, заявления: «Я не хочу, чтобы моя жена работала. В нашем кругу это не принято». На самом деле, это удобная подводка для погружения женщины в полную зависимость. Она теряет профессию, одомашнивается, не имеет своих средств к существованию и превращается в бесправное создание, которым управляют и которое используют: как повара, уборщицу, прислугу, секс-игрушку, няньку-мамку, пяткочесалку  - на вкус и хотелки агрессора.

Агрессор, хоть мужчина, хоть женщина, хочет подчинить себе потенциальную жертву, контролировать её полностью, и ему важно обрезать для неё возможные пути к бегству. А близкие люди, порой, не замечают, что происходит. Однако, понять это не сложно.«К тревожным звоночкам относятся резкие перепады настроения от подавленности до эйфории, заниженная самооценка, избегание общения с друзьями и родственниками», - добавляет заведующая отделением экстренной психологической помощи и экстренного реагирования Наталья Роденкова.

Рано или поздно окружающие всё же замечают неадекватность в поведении страдающего человека. Внутренний негатив, накопленный вследствие общения с агрессором, дистанцированность от ближайшего окружения, замкнутость выплёскиваются наружу…

Но что же делать? Можно обратиться к психологу. Можно попросить помощи в семейном центре.  Региональный телефон доверия 56-46-36 для жителей региона работает круглосуточно. Можно позвонить по единому телефону службы семейной диспетчерской 129 или по федеральному детскому телефону доверия 8 (800) 2000-122. И люди звонят и просят помощи.

«В прошлом году в «Семейный многофункциональный центр «Мой семейный центр» по факту жестокого обращения обратились более 200 женщин», - констатирует руководитель центра Эвелина Шубинская.

Много это или мало? Если отталкиваться от того, что всем этим женщинам помогли прийти в себя и начать жить заново, то, наверное, много. Если подумать о том, сколько женщин не обратились ни к кому за помощью и мучаются со своими тиранами, то очень мало. А практически за каждой страдающей женщиной стоят не менее измученные её дети….

О том же, сколько страдает мужчин от женского деспотизма история и вовсе умалчивает. Эти слёзы миру почти не видимы.

Комментарий

Алина Серова, психолог:

«Не доводите ситуацию до того, чтобы вам потребовался психолог или специализированные центры помощи. Если на вас поднял руку член вашей семьи, он повторит это вновь. В первую очередь, от безнаказанности. Юристы обычно в подобных ситуациях советуют обращаться в полицию. В нашей стране немало законов, позволяющих наказывать агрессора. Да, это будет некоторым стрессом для вас обоих, но тиран или тиранша будет знать – придётся ответить и не раз подумает, стоит ли продолжать. А если решит, что стоит, тут уж, несмотря ни на что, надо расставаться и открывать новую страницу жизни. Для себя и для детей. Чем раньше это сделать, тем легче это произойдёт для всех, и тем проще будет адаптироваться к новым условиям.

Если вас ломают морально, пробуйте жестко противостоять. Не получается? Тогда зачем вам калечить собственную жизнь?»

Симптомы тирана
Безмерная ревность, попытки одного партнёра подчинить себе другого, контроль, внушение постоянного чувства вины, страха, унижение достоинств, частные насмешки, вымещение плохого настроения, невнимательность к партнёру в сексуальной жизни, попытки сделать партнёра зависимым финансово, угрозы, шантаж, физическое насилие.