Открытие новогодней резиденции Левши прошло с размахом, хоть и на морозе, но с вкусным чаем и сладкими гостинцами. На сцене – инсценировка про Левшу, который аглицкую блоху подковал, не посрамив российских умельцев.
В роли прославленного кузнеца – будущий теолог, студент Никита Кирюшин.
«Левша – символ русского народа, работящий, простой, незлой, где-то ленивый, но при этом не из робкого десятка и смекалистый, - говорит Никита, который про земляка специально читал. – Про талант наших тульских кузнецов известно всем, поэтому и на представление к нам приходят с интересом в глазах, все ждут, когда же мы откроем секреты ремесла, а секрет-то прост – трудолюбие и упорство».
Как рассказывает Никита, практически в каждой группе гостей находят два-три человека, которые задают вопросы, а после мини-спектакля подходят и начинают общаться – когда-то как с Левшой, а когда-то как с обычным парнем.
Неподдельный интерес
Те же, кто не подходит к артисту, устремляются в кузню, которая открылась три года назад, благодаря трудам местных кузнецов Бориса Глазкова и Алексея Евдокимова.
«Кузнечным делом я занимаюсь уже около 13 лет. Началось всё ещё в университете. Друг предложил подработать подмастерьем в одной частной фирме. Там научился азам, а после окончания вуза ушёл в другую компанию, где работал восемь лет».
Кузнец уверяет, что творчества хватает в его деле, и всегда есть где проявить фантазию. Алексей работает с горячим металлом, а его коллега Борис – с холодным. Отличие – в способе подготовки металла и самом материале.
«При горячей ковке используется более твёрдый металл, который перед тем как с ним работать необходимо нагреть до 800-1200 градусов. Он становится податливым, после чего с ним можно делать что угодно. При холодной же берут более мягкие латунь, серебро, медь», - поясняет Алексей.
Металл, молот, наковальня
Он – бывший профессиональный лыжник, до сих пор бегает, поддерживая себя в форме. Уже три года Лёша – штатный кузнец Центра народного творчества. Именно он создавал ныне действующую кузнецу, делал навес, обустраивал рабочее место. Гордость – горн, который он сам воссоздал по древним чертежам. А на вопрос про секретные приёмы тульских мастеров, парень, улыбаясь, отвечает: «Кузнечное ремесло не меняется. Металл, молоток и наковальня – основные инструменты, которыми пользовались наши предки и сих пор пользуемся и мы. А дальше – на что тебе фантазии хватит, ну и усердия. Так что весь секрет не в инструментах, а в голове и отношению к делу».
Алексей к делу относится основательно. Говорит, что постоянно что-то читают с коллегой о тульских мастерах и ремесленниках, ведь группы приходят разные, и вопросы у них не всегда самые простые.
«У нас в основном детские группы, но нередко к нам приходят и взрослые, которые впервые видят вообще наковальню и горн. Мы рассказываем об устройстве, а потом даём самим попробовать выковать простейший сувенир».