Не желайте нам спокойной ночи! Как работают в скорой помощи?

С чем чаще обращаются, обувать ли медикам бахилы и чем неотложный вызов отличается от экстренного? Об этом мы говорим с новым начальником тульских скорых – и. о. главного врача Тульского территориального центра медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи Сергеем Мухиным.

   
   

Досье
Сергей Мухин. Родился в 1983 году в Щёкине. Окончил медицинский институт ТГУ, проходил обучение в клинической ординатуре по кардиологии. Работал на станции скорой медицинской помощи, в городской больнице №9 г. Тулы. Финалист открытого конкурса «Команда развития: управленческий капитал». 13 апреля из заместителя стал и. о. главного врача территориального центра медицины катастроф скорой и неотложной медицинской помощи.

Кто спасает

– С какими проблемами сегодня чаще всего вызывают скорую? Сколько вообще за сутки центр делает выездов?

 – В области ежедневно работают 122–127 бригад, которые в среднем за сутки выезжают 1300 раз. В нашем центре порядка 1900 сотрудников. Это врачи, фельдшеры, сотрудники диспетчерского отдела, водители. Наиболее частые причины вызова – высокое давление, высокая температуры, боли в животе, в сердце, жалобы на затруднённое дыхание.

Сергей Мухин. Фото: АиФ

 – Как быстро удаётся добраться до пациента?

 – Есть скорая помощь (включая экстренную), а есть неотложная. В экстренном случае это до 20 минут. В остальных, согласно приказу Минздрава России от 20 июня 2013 года №388н, время не регламентировано, и обслуживает пациента первая освободившаяся бригада, если нет экстренных вызовов. И диспетчер должен об этом предупреждать.

   
   

«Ложный» вызов

– Если человек не имеет при себе паспорта, полиса, не прописан в Тульской области, обслужит ли его бригада центра?

 – Скорая помощь приедет всегда и ко всем – вне зависимости от наличия/отсутствия документов, гражданства и т. д.

 – А если до приезда вашей бригады человеку стало легче, будет ли это считаться ложным вызовом?

 – Как такового понятия «ложный вызов» у нас нет. Бригада только может порадоваться. Другое дело, если вы считаете, что помощь уже не нужна, наберите 112, 103, 03 и сообщите об этом до её приезда.

 – Обязан ли медик, приезжая на вызов, надевать бахилы?

 – Никакими документами это не предусмотрено. Мы такая же экстренная служба, как полиция или пожарные. Вам же не придёт в голову просить их обуть бахилы, когда они приезжают по поводу правонарушения, преступления или на пожар? На это просто не всегда есть время. Но если оно позволяет, наши медики приехали, а вы им предложили бахилы, вряд ли они откажутся.

Напугать бывает нужно

 – В чём разница между экстренной и неотложной помощью?

 – Экстренные службы занимаются травмами, родами, ДТП и прочими авариями, кровотечениями, болевыми синдромами, признаками инсульта. Повышение температуры, что сейчас актуально, – это неотложный вызов, как и обострение хронических заболеваний.

Человек умирает, летим с мигалкой, сиреной. Оказалось, порезал палец и упал от этого в обморок

 Принимая звонок, диспетчер должен определить тип вызова, предупредить, что по неотложному вызову ему не нужен фельдшер скорой, что в поликлинике ему окажут помощь ничуть не хуже. В частности, это касается пациентов с хроническими заболеваниями, находящихся на диспансерном учёте в поликлинике. Людям с повысившимся давлением помогут также медики из поликлиники. Но если имеются признаки гипертонического криза, то, разумеется, приедет скорая.

 Подчеркну: при угрозе жизни не нужно ждать врача из поликлиники, хотя иногда и такое бывает. Немедленно звоните нам, приедет скорая.

 – Обычно не все соглашаются ехать в больницу, тем более сегодня. Как удаётся уговорить на госпитализацию?

 – Убеждать приходится, порой через родственников действовать. Кого-то и напугать нужно, если иначе не получается.

 – Кто решает, в какой именно стационар направить пациента?

 – Маршрутизация расписана приказами минздрава, и такого, что одного пациента везут в эту больницу, а его соседа – ещё куда-то, нет.

 – Когда-то в скорой работали кардиологические бригады, в их составе были врачи. Почему же сейчас фельдшеры?

 – Мне трудно судить о том, как это было, сейчас кардиологических бригад как таковых нет. Но есть бригады специализированные, на которых работают врачи – анестезиологи и реаниматологи. Да, наверное, врачей тогда в принципе было больше, чем сейчас – наличие дефицита кадров никто и не скрывает. Но в службе скорой помощи всегда преобладал всё-таки фельдшерский состав.

На поддержку штанов

 – Насколько укомплектован ваш центр? Подключаете медиков-студентов?

 

Около 10% медсестёр – это студенты и ординаторы, успешно сдавшие экзамены по допуску к работе в этой должности. Они входят в состав выездных бригад, а также работают в оперативном, принимают вызовы и передают их бригадам скорой помощи. Выплаты сотрудникам, трудоустроенным в подразделения центра, расположенные в сельской местности, составили 1 млн руб. врачам и 500 тыс. руб. фельдшерам скорой.

 Около 10% медсестёр – это студенты и ординаторы, успешно сдавшие экзамены по допуску к работе в этой должности. Они входят в состав выездных бригад, а также работают в оперативном, принимают вызовы и передают их бригадам скорой помощи.

 – Во что должен был одет работник скорой на вызове?

 – Бригады, работающие с коронавирусными, должны быть облачены в защитные костюмы, носить очки, респиратор, бахилы и перчатки. Для остальных – стандартная экипировка плюс перчатки и маски на период пандемии.

 – Что такое эпидбригада и как сейчас забирают больных коронавирусом – в капсулах или без?

 – Такие бригады выезжают на вызовы, когда есть подозрение на коронавирус. Это ОРВИ, пневмонии, пациенты с высокой температурой. Перевозим без биокапсул, ибо есть рекомендации и Минздрава России, и главного государственного санитарного врача о том, что их применение необоснованно. Но – в масках и перчатках. После вызова и автомобиль, и бригада обрабатываются.

 – Люди могут вызвать с одной болячкой, а приедешь – здрасьте, коронавирус, да ещё и в тяжёлой форме... Как уберечься?

 – Вызовы, поступающие в диспетчерский отдел, обрабатываются по специальному алгоритму, чтобы минимизировать случайный контакт. Также у сотрудников еженедельно берут мазки на эту инфекцию. С марта по май инфицированы 12 человек, большинство заразились вне работы.

 – С какими симптомами, похожими на коронавирус, скорая госпитализирует людей?

 – С типичными симптомами ОРВИ. Но если всех, кто имеет такие симптомы, отправлять в больницы, за сутки мы займём все койко-места в области. Поэтому есть чёткие критерии госпитализации: высокая температура, признаки дыхательной недостаточности, пневмонии – то, что может нести угрозу жизни. И это пациенты, у которых подтверждён коронавирус, но они до сих пор находились дома, люди, контактировавшие с ними. Если этих симптомов нет, пациент передаётся для наблюдения врачу поликлиники. 

 – Когда госпитализируют детей?

 – В первую очередь надо подумать, нужно ли отправлять ребёнка в больницу с банальными признаками ОРВИ. Полагаю, оптимально было бы вызвать врача из поликлиники, взять мазок, чтобы потом чётко определиться с лечением – на дому или в стационаре.

Улыбнитесь и расслабьтесь

 – Расскажите о самых необычных случаях.

 – У нас таких много. Один – из моей практики работы в реанимационной бригаде. Вызов – человек умирает, летим с мигалкой, сиреной. Оказалось, порезал палец и упал от этого в обморок.Кстати, к службе скорой помощи многие люди относятся, скажем так, потребительски. А чтобы мы успевали на вызов за 20 минут, нужно несколько бережнее к нам относиться. Справиться же с психологической нагрузкой помогают спорт, хобби.

 – Есть ли какие-то приметы у сотрудников скорой?

 – Медики подвержены суевериям. Считается: если утро началось с госпитализации, будешь всю смену развозить пациентов по больницам. А главное – медики скорой не любят, когда им желают спокойной ночи. Пожелаете – будете врагом №1.