Гормоны радости: врач о зажатости русских и возможностях медицины

В прошлом году врач Елена Луцева из Новомосковска задала вопрос об эффективности страховых компаний Президенту России Владимиру Путину. Врач пожаловалась на их вольготное отношение к пациентам, которым они не только должны выдавать полис, но и защищать их права, следить за качеством оказываемых им услуг.

   
   

Глава страны с жалобами согласился, но пока сильных подвижек в этом направлении нет. Сегодня Елена Луцева рассказывает о том, что ещё волнует медицинских работников Тульской области.

Обоюдное бездействие

Варвара Тимохина, «АиФ в Туле»: Елена Матвеевна, в регионе пытаются развивать социальное предпринимательство, в том числе и в медицине. Что это такое и что даст врачам и пациентам?

Елена Луцева: Социальное предпринимательство направлено в первую очередь на решение социальных проблем, которые существуют в обществе. Этот термин впервые упоминается в английской литературе в середине прошлого столетия.

В России так называемое социальное предпринимательство появилось ещё на рубеже XIX-XX веков. Примером можно назвать Дом трудолюбия, основанный Иоанном Кронштадским. В такие дома приходили нуждающиеся и получали приют, работу.

Сегодня социальное предпринимательство забыто. В первую очередь при слове «предпринимательство» все думают о деньгах и доходах. Но медицина - сфера, в которой первостепенны люди. И это надо помнить всегда. Не каждый бизнесмен готов заняться социальным предпринимательством, но ориентированный на человека бизнес надо поддерживать.

Медицина может стать примером того, что социальное предпринимательство может быть выгодным. С одной стороны, врачи мотивированы на хороший результат и качественное лечение, ведь от этого зависит их рабочее место. С другой - пациенты могут получать бесплатные и при этом качественные услуги. Так, уже сейчас в Тульской области некоторые частные клиники выполняют госзаказы, то есть работники местных предприятий проходят тот же медосмотр бесплатно.

   
   
Елена Луцева. Фото: Из личного архива

Уверена, что в ближайшие несколько лет государство всё чаще начнёт обращаться к услугам частных клиник.

К 2018 году 10% госзаказа будет направляться в частные медицинские организации. У нас в области сейчас всего 3 %.

Кто виноват? Никто.

С одной стороны, недостаточно активно наше министерство здравоохранения, которое не желает привлекать частные клиники. Бизнес в медотрасли тоже не спешит получить заказ, полагая, что это ни к чему хорошему не приведёт.

На самом деле выполнение госзаказов помогает поднять престиж учреждения, заработать репутацию и приобрести доверие жителей.

Врачей надо «открывать»

- Всё меньше люди верят врачам государственных больниц. Почему бесплатная медицина сейчас стала синонимом разрухи и наплевательского отношения к людям?

- Я работала в бюджетной больнице семь лет, столько же - в частной. После врача-терапевта стала главным врачом, руководила поликлиниками, потом ушла в свободное плавание. К бюджетной медицине отношусь с уважением: именно там я видела тяжёлых больных, которых мы с коллегами поднимали на ноги. Я знаю, как много в государственных больницах было не только настоящих профессионалов - врачей, но и при этом хороших людей.

И всё же у меня остаётся множество вопросов к организационной и бюджетной составляющей.

Государственные поликлиники получают дотации, у них есть постоянный денежный ресурс, кроме того, нет недостатка в пациентах. За каждого больного из Фонда обязательного медицинского страхования идут деньги.

Плюс частной клиники - свобода действий, но в то же время нет инвесторов, которые бы вкладывали регулярно деньги. Таким образом, развитие частной клиники напрямую зависит от качества оказания услуг, профессионализма врачей, вежливости персонала и открытости главного врача. Зачастую такие клиники даже не получают прибыли, а всё заработанное расходуется на зарплаты, не маленькие кстати, и новое оборудование.

И никак не могу понять, почему при таких гарантированных стабильных финансовых поступлениях нельзя создать то, что создают в небольших частных центрах.

Ещё не крах

- Можно говорить о крахе медицины?

- Нет-нет. Медицина развивается. Изучаются новые технологии, новые методы, новые лекарства, но об этом мало кому известно. Зато сколько шума в СМИ по поводу врача, получившего взятку. Мало кто почему-то хочет писать о том, что тульские врачи разработали новые методы лечения того или иного заболевания, что проведена успешно сложнейшая операция.

О том, что об этом необходимо информировать, в Москве уже поняли, у нас в регионе - пока нет.

Этой весной столичные хирурги провели уникальную операцию - удалили опухоль на печени новорождённого. Малыш весил тогда всего три килограмма. И, поверьте, в Туле тоже есть хорошие врачи.

Региональному министерству здравоохранения в свою очередь могу дать совет. Как только в области внедряются новые технологии, успешно проходит лечение, завершаются сложные операции - сообщайте об этом, поощряйте достойных врачей, отправляйте их на форумы и международные симпозиумы, чтобы о них узнали и за пределами нашей страны, выдвигайте их на премии, в конце концов.

- Пресс-службы здравоохранения не отличаются открытостью, да и врачи не особо разговорчивы…

- Наш менталитет часто не позволяет нам много говорить. Мы всегда чего-то боимся, ищём подоплёку и видим подвох. Зажатость - это свойство русского человека. Но сейчас надо от этого уходить, уметь раскрепощаться, почувствовать, что голос есть у каждого, что мы можем высказываться. Ошибки случаются со всеми, и врачи не исключение, но гораздо большее уважение вызывает умение в них признаваться, а не замалчивать.

Если кто-то говорит, что, например, за пять лет работы в какой-то больнице у пациентов не было осложнений, я не поверю - просто потому, что этого не может быть, либо больница просто не работала.

Игра в больницу

- В обращении к общественности врио губернатора региона Алексей Дюмин говорил о воспитании кадров сызмальства. А в медицине такая схема может сработать?

- Эта схема может и должна сработать везде. Мы провели опрос студентов. Спрашивали, с какого возраста, по их мнению, пора зарабатывать собственные деньги - с 14 лет, сразу после школы или по окончании колледжа или вуза.

Большая часть выбрала последний вариант. Получается, что у студентов 4 курса нет даже желания зарабатывать. Они полагают, что для их родителей уже большой подарок, что они учатся. Это неправильно. Среди подростков необходимо популяризировать предпринимательство и создать им все возможные условия для этого.

В Туле планируется построить бизнес-инкубатор. Это даст возможность начинающим предпринимателям развивать своё производство с профессиональным бухгалтерским, юридическим сопровождением.

Тем, кто не знает, чем хочет заниматься, дают возможность пройтись не по скучным старым станкам, а изучить современные технологии - лазерная гравировка, 3D-печать, поддержка и создание сайтов, вплоть до ораторского искусства, если хочешь в политику.

Так почему не сделать детский бизнес-инкубатор, чтобы дать возможность детям поиграть, скажем, в больницу или в школу, чтобы определиться в перспективе, чем заняться?

- Старшеклассники уже определились с предпочтениями и готовятся к сдаче ЕГЭ. Как пережить экзаменационный стресс?

- Советую больше времени проводить на природе. Благодаря солнцу за окном и пришедшему теплу у нас вырабатывается гормон радости, настроение улучшается, и жизнь обычно налаживается. Не надо зацикливаться на трудностях, они всегда сменяются чем-то очень хорошим.