Борьба за врачей. Медиков поддерживают, но делает ли это их работу лучше?

Вот вроде всё хорошо – строятся учреждения здравоохранения, начиняются современным оборудованием, заманиваются врачи из других регионов, некоторым специалистам коттеджи раздают. Но одни медики бегут из региона, другие профессионально и человечески выгорают. А пациенты порой вспоминают фразу Лиона Измайлова «чтобы у нас болеть, надо иметь лошадиное здоровье».

   
   

Что говорит народ?

Новомосковец рассказывает: «Медики поперли валом из нашей больницы. Совпало это с приходом нового главного врача. В моей поликлинике было 12 терапевтов. Сейчас четыре и один в отпуске. Очереди невероятные.

На анализы – толкотня. Одна поликлиника в ремонте. Пошёл в платную. Мне, пенсионеру, накладно. Ситуация жёсткая. Врачи не плохие, по большей части бабульки. А главное их адски мало. Среди относительно молодых, замечательный терапевт общей практики Татьяна Николаевна Рязанова. Душевная и что главное - профи. Пришёл года три назад к ней, как оказалось, не по профилю. Но она по-человечески отнеслась. Даже пробила приём к специалисту в Туле. И сама прописала, что надо».

Другой новомосковец отметил: «У многих врачей выработалось поверхностное отношение к пациентам. Из-за одного я в реанимацию попал. Сейчас он работает в платной клинике».

Тулячка сетует: «Хожу с внуком в платные клиники. К врачу быстрее попадаешь. Но в одной каждый раз явно нагоняют «средний чек», направляя на массу повторных исследований, мол, «не доверяем мы не своим лабораториям». В другой дважды приходила на приём к врачам, спешащим и нервничающим так, что невольно хотелось извиниться и не отвлекать «по пустякам». Но однажды повезло. Теперь внука лечит умный, вдумчивый, глубокий врач - педиатр Валерия Александровна Головко».

Вопиющая история – врач не пошла к больному ребёнку, потому что, как она впоследствии объясняла, «ей не нравится его мать». Наша редакция подключила минздрав, ребёнка вывезли из района в Тулу уже в тяжёлом состоянии. Хорошо, тульские специалисты спасли мальчика.

Подобное происходит не только у нас, но и в других регионах. И если раньше это было исключением, то повторяющиеся исключения перестают ими быть.

   
   

И вот на этом фоне возникает закономерный вопрос – что происходит с нашими медиками и что с ними делать? Думают об этом и чиновники.

Мы ещё «повоюем»

Врио губернатора Дмитрий Миляев недавно проинспектировал одно из крупнейших медучреждений региона – Щёкинскую районную больницу. А в Новомосковскую клиническую горбольницу отправил курирующего медицину зампреда правительства области Дмитрия Маркова. Итогом поездок стало решение усилить меры поддержки медработников. Мысль не нова. Ещё средневековый учёный, врач, философ Авицена считал: «Врач должен быть одет в богатые одежды, носить на руке дорогой перстень, иметь лучшего коня, дабы думы о хлебе насущном не отвлекали врача от забот о пациенте».

Крепче за «буханку» держись

…Не прошло и двух недель, как перечень предложений был на столе Миляева. В частности, предлагается сохранить дополнительные ежемесячные выплаты по 20 тыс. руб. в мес. неонатологам и по 15 тыс. – терапевтам и педиатрам, сделав эти деньги уже частью их зарплаты.

Планируется ввести доплаты врачам в городах с числом жителей от 100 до 300 тыс. человек. И нетрудно вычислить, что в области под этот критерий попадает лишь Новомосковск. Там доплата составит 50 тыс. в месяц. С сентября её начнут получать детские специалисты – кардиологи, хирурги, онкологи, эндокринологи, травматологи, гинекологи, и, конечно, педиатры. С 1 октября – анестезиологи-реаниматологи, функциональные диагносты и офтальмологи. Ожидаются и другие выплаты. В том числе и водителям районных больниц.

Как рассказал Дмитрию Миляеву один из них, он получает 20 тысяч рублей. Понятно, что не только семью не прокормишь на такие деньги, но и изношенные собственные штаны не заменишь на новые. А рядом - «дорогая моя столица, золотая моя Москва». С новыми штанами и сытыми детьми.

Бизнес, ничего личного

…Дополнительная поддержка медиков – это, конечно, очень важно.

Но если ты чёрств, выгорел или и вовсе не загорался в профессии, если ты равнодушен, безумно перегружен, то никакие установки на добро, кто бы их ни давал, не помогут. И деньги не вылепят человечность, сколько их не давай. И вот здесь мы подходим к пониманию: надо менять систему здравоохранения, при которой врачевание отходит на задний план, а на передний выходит бизнес - «белый», «серый». С официальными доходами и скрытыми благодарностями-взятками. Бизнес, построенный на болезнях и страданиях. И при этом не гарантирующий, что больному окажут не медицинскую услугу, а реально займутся его лечением.

И, надо сломать некую кастовость, закрытость медиков от публичной критики. Иначе получается, понимая кадровый голод в здравоохранении, и некую зависимость от них власти, оказывающие медуслуги молчаливо шантажируют эту власть своим возможным уходом. Выигрывают ли от такой расстановки сил пациенты и настоящие профессионалы в здравоохранении? Ответ очевиден. Как очевидно, по мнению наших читателей, то, что «с бесполезными, хамистыми медиками, хоть в платных, хоть в государственных учреждениях, надо расставаться». И менять установки в медицинских вузах. И много платить настоящим врачам, чтобы с них брали пример, а их профессия вновь стала престижной и уважаемой в обществе. 

Справка
В государственных медицинских организациях – больницах, поликлиниках, фельдшерско-акушерских пунктах земли тульской трудятся 4 650 врачей и 11 534 медицинских работника из числа среднего и младшего персонала. Вроде бы немало. Но есть и другие цифры: с января по май этого года в регионе приступили к работе 233 новых врача, а также 700 фельдшеров и медсестёр. А уволились 360 и 991 соответственно.