Как в России появился следственный комитет? Историческая справка

Категория:  Общество
Ответ редакции

15 января 2020 года в Туле отметили День сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.

   
   

Сейчас Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей. Деятельность следственного ведомства строится на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия.

Справка
В настоящее время на территории Зареченского района г. Тулы и Ленинского района Тульской области осуществляет свою юрисдикцию следственный отдел по Зареченскому району г. Тула следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области. В штат входит 7 сотрудников офицерского состава и 1 федеральный государственный гражданский служащий.

Из далекой истории

Впервые идея создания следственного ведомства возникла в Петровскую эпоху. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии. Канцелярии подчинялись непосредственно царю Петру I. К подследственности этих органов относили в первую очередь дела о коррупции, казнокрадстве, служебных подлогах, в которых подозревали высокопоставленных должностных лиц.

После упразднения следственных канцелярий с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 -1819 г.г. – Министерства полиции).

В связи с судебной реформой 1860 г. принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах. 

   
   

После революции 1917 года

В ноября 1917 г. институт судебных следователей упразднили. В ноябре 1918 г. образован единый следственный отдел ВЧК, а в августе 1921 г. – следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

На постсоветском пространстве

Лишь в 2007 г. удалось принять федеральные законы «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Из компетенции прокурора исключили полномочия по процессуальному руководству следствием. Основное новшество - следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры. 

Вневедомственная модель организации следствия

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации». Следственный комитет стал функционировать вне системы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее.

Смотрите также: