«Жемчужина» русского дворянства. Как удалось сохранить дом Мосолова в Дубне

О судьбе усадьбы одного из основателей чугунолитейного производства в России Петра Мосолова и о развитии становящейся привлекательной для туристов глубинки корреспондент «АиФ в Туле» поговорил с директором Дубенского районного краеведческого музея Мариной Ижевской.

   
   

Усадьбу Мосоловых называют «жемчужиной» русского дворянства XVIII-XIX вв. Это большой деревянный особняк с каменным первым этажом. За домом - пруд, за ним - лес из сосен и елей. Очень «отдыхательное» место, расслабляющее и гармонизирующее.

У Мосоловых, помимо дубенского, были дома в Москве и Туле, в селе Протасово , в Ялте. Эти два не сохранились.

Дубенскому повезло больше - он более монументален, и когда-то его большие залы перегородили, сделав комнаты и заселив туда людей. С тех пор новосёлы не знали никаких удобств, и их не сильно грело обстоятельство, что живут они в историческом доме. Радовало то, что жили дружно. Свадьбы-праздники отмечали вместе, поминки тоже. Недавно в Дубне построили новый дом, куда всех и переселили. А обветшавшее здание начали реставрировать.

Фото: Из личного архива

Становимся популярными

- Сейчас сносят «самопальные» стены, - рассказывает Марина Ижевская, - разделившие залы на комнаты. После реставрации планируется сделать музей с конференц-залом, культурно-деловым и туристским центром, с загсом, кафе и гостиничным комплексом. Всё это должно случиться в этом году.

Нам повезло: усадьба Мосоловых вошла в число исторических объектов, которые восстановят к 500-летию Тульского кремля и Засечной черты.

Уже благоустроена территория рядом с усадьбой. Привели в порядок парк, вычистили огромный пруд, который последние 20 лет был похож на болото. Чтобы убрать ил и очистить дно, водоём пришлось спускать, после чего заново заполнять водой. Сегодня это место не узнать - настоящий оазис. Люди там купаются. Ещё год назад такого даже представить себе невозможно было.

   
   

Я сама недавно была в отпуске, большую часть времени которого отдыхала рядом с «воскресшим» водоёмом. Вроде и из Дубны никуда не уезжала, но ощущение такое, что отправилась на курорт.

Досье
Марина Ижевская. Родилась 12 апреля 1964 года в Челябинске. В 70-е годы её семья переехала в Тульскую область. Окончила Тульское педагогическое училище по специальности «воспитатель дошкольного образования», исторический факультет Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Директор Дубенского районного краеведческого музея. Воспитала сына и дочь.

Всё у нас преображается

- Туристы уже знают об этом?

- Да, едут к нам практически со всей России. Больше всего - из Калужской, Московской областей и нашего региона. За последние два года интерес к нашему краю очень вырос: это заметно по посещаемости музеев, по количеству людей, приезжающих к нам погулять и отдохнуть. Если в 2017-м за весь год у нас побывало порядка 4,5 тысяч человек, то сегодня только за полгода приехали 3 тысячи. Мы становимся популярными.

Запрос на историю

- Чем вызван такой интерес? Красивую природу и пруды много где найдёшь.

- Думаю, с большим вниманием государства к малым городам с богатой историей. Политика руководства страны нацелена на развитие культуры, на сохранение и восстановление историко-археологического наследия, на возрождение памятных мест.

Долгое время - особенно в лихие 90-е - мы были на периферии внимания. Конечно, когда нужно развивать экономику и поднимать с колен промышленность, как-то и не до культуры вовсе. Но сегодня, как мне кажется, пришло понимание, что, обделяя вниманием историческое наследие, мы рискуем остаться с поколением, которое не будет знать ни своих корней, ни, тем более, чтить их. Думаю, именно поэтому сегодня в стране так много культурных и образовательных проектов. И мы наблюдаем ответную реакцию россиян. Они заинтересовались историей - своей, своих посёлков и городов, историей страны.

Разумеется, возрождая культурно-историческое наследие, нельзя обойти вниманием малые города. Взять хотя бы нашу усадьбу Мосоловых. Представители этого дворянского рода считаются одними из основоположников отечественной металлургии. Мосоловы открыли металлургический завод в Тарусском уезде Московской губернии ещё в 1729 году. Это было одно из крупнейших в России частновладельческих предприятий в то время. Они же осваивали месторождения железной руды на Урале. А в Тульской губернии, в Дубне, запустили производство кирпича. Благодаря их участию была построена Лихвинская железная дорога, храм Великомученицы Варвары, каменный храм с колокольней и часовней во имя святителя Николая Чудотворца. Известно, что дубенский завод был серьёзным конкурентом предприятию знаменитого Никиты Демидова. Изделия дубенских металлургов отличалось отменным качеством и точностью литья. Предприятие работало вплоть до 90-х годов XX века. В Великую Отечественную войну его эвакуировали на Урал, а после освобождения Тулы вернули в Дубну. До войны на заводе изготавливали оконные печи и котлы, а после - чугунные ребристые трубы, которые применялись в строительстве. На эту продукцию запрос был велик. Нужно было восстанавливать разрушенные в войну городские здания.

У нас два детских сада - они переполнены. Очереди в них огромные. Школьные парты тоже не пустуют. О каком оттоке молодёжи может идти речь?

- Чем посёлок живёт сегодня? Молодёжь бежит искать счастья за пределами Дубны?

- Смотрите: у нас два детских сада - они переполнены. Очереди в них огромные. Школьные парты тоже не пустуют. О каком оттоке молодёжи может идти речь? Был демографический провал в 90-е - но такое было характерно для всей страны в целом. У нас не вымирающая деревня, не стареющая провинция. А возрождение исторических мест, по моему мнению, даст дополнительный импульс для развития посёлка. Из такого места не захочется уезжать.

Воскреснет ли Воскресенское?

- Восстанавливают усадьбы в Вологде, Ярославле, Костроме, Липецке. На условиях государственно-частного партнёрства. Инвестор вкладывается в реконструкцию здания, сохраняя её исторический вид, и получает право открыть в бывшей усадьбе, скажем, кафе или гостиницу.

- Это хорошее дело. Главное, чтобы при реставрации сохранялась историческая подлинность. Ну и, разумеется, должны быть ограничения по поводу того, каким именно образом усадьба может использоваться для бизнеса. Не очередной же супермаркет открывать в историческом здании. Если все эти условия соблюдены, если инвестор корректен и имеет благие цели восстановить архитектурное достояние - почему бы и нет? Иное дело, что не каждый на это пойдёт. Реконструкция - дело небыстрое и требующее серьёзных вложений.

Всё это великолепие - усадьба и окружающая её территория - пребывает сегодня в таком состоянии, что пройдёт ещё лет пять - и стены рухнут, а место это порастёт быльём. Похоже, одно из крупных предприятий, работающих в Дубенском районе, хочет взяться за восстановление этой усадьбы, превратив её в зону отдыха.

Мы очень надеемся, что его руководство от этого проекта не откажется. Потому что иногда спасти историко-архитектурные ценности может только бизнес. И видимо, это именно тот случай.

Усадьба Мосоловых вошла в число исторических объектов, которые будут восстанавливать к 500-летию Тульского кремля и Засечной черты.

Смотрите также: