Ловкость рук и именитый предок. Как извлечь музыку из воздуха

Терменвокс стирает грань между звуком и человеком. © / Петр Термен / Из личного архива

Терменвокс стал не только настоящим ноу-хау для своего времени, войдя в историю как один из самых ранних электромузыкальных инструментов, но и не растерял в течение века интереса к себе, привлекая как академических музыкантов, так и ломающих каноны экспериментаторов-авангардистов – как настоящего, так и прошлого. И сегодня уже правнук создателя терменвокса – Пётр Термен – в тульском культурном центре «Типография» представляет публике не менее удивлённой, чем век назад, творение своего знаменитого предка.

   
   
Фото из семейного архива Терменов. Пётр Термен и его знаменитый прадедушка

Музыка сфер

Упрощённо говоря, терменвокс представляет собой генератор электрических колебаний. У инструмента две антенны. Одна из них регулирует высоту звука, другая – его громкость. Чем ближе правая рука к вертикальной антенне, тем звук выше. Чем ниже левая рука к горизонтальной – тем тише. Левая рука поднимается – звук нарастает. Правая тем временем изящным жестом как бы «выписывает» мелодию. Игра на терменвоксе выглядит зрелищно. Исполнитель руками выделывает в воздухе «загогулины», похожие на динамично сменяющие друг друга йогические мудры. Ни струн, ни клавиш. А музыка, тем не менее, звучит – просто из пространства.

Надо ли говорить, какое впечатление оказал такой «гаджет» на обывателя первой половины прошлого века, которому система Wi-Fi и датчики движения, включающие свет в подъезде по мановению руки, не могли привидеться и во сне, пусть даже самом вещем?

Ленин руку приложил

В 1920 году Лев Термен сыграл первый концерт с использованием терменвокса, а также продемонстрировал своё изобретение в Москве на выставке, посвящённой плану электрификации страны. В 1922 году состоялась встреча Владимира Ленина и Льва Термена, обеспечившая последнему плотный гастрольный график на ближайшие несколько лет. Лев Сергеевич сыграл для вождя несколько мелодий, после чего Владимир Ильич решил попробовать сам помузицировать – и, как гласит легенда, руками Ленина, направляемыми Львом Терменом, в воздухе был сыгран «Жаворонок» Глинки.

Ленин резюмировал: то, что такой инструмент создан не где-нибудь, а в советской России, есть не какое-нибудь, а архиважное событие. Поэтому последующие несколько лет в рамках пропаганды электрификации Лев Термен посетил более 150 городов и сёл, демонстрируя абсолютно новый инструмент населению, грезящему наступлением совершенно иной жизни.

К слову, символическое значение появления терменвокса именно в свете революционных перемен видел, например, и композитор Арсений Авраамов, яркий авангардист и экспериментатор 20-х годов, прославившийся, среди прочего, своей петицией к Луначарскому о том, что нужно сжигать рояли. С его точки зрения, фортепиано было буржуазным пережитком не только как символ сброшенных с корабля истории салонных собраний, но и как инструмент, ограничивающий потенциал звукоизвлечения. Терменвокс же, с его возможностью сыграть практически любые доли тона, был самым, что ни на есть, подходящим инструментом для человека, готовящегося к открытию доселе невиданных горизонтов светлого коммунистического завтра.

Фото: из личного архива Петра Термена

Шестиструнная экзотика

«Для Льва Сергеевича важным было то, что терменвокс стирает грань между звуком и человеком, - рассказывает правнук изобретателя. – По сути, любое движение исполнителя превращается в звук».

   
   

Как говорит Пётр Термен, для него знакомство с инструментом началось, разумеется, ещё с раннего детства. Но впервые он начал учиться играть на терменвоксе относительно поздно, примерно семь лет назад. То есть, в возрасте около 19 лет.

«Когда я был совсем маленьким, моя бабушка Наталья Львовна и мой прадед Лев Сергеевич активно гастролировали в разных странах, - рассказывает Пётр. – Поэтому у нас дома занятия на терменвоксе проходили довольно часто. Терменвокс и рояль для меня были самыми «естественными» музыкальными инструментами. Никогда не забуду, как я впервые взял в руки гитару. Она тогда мне показалась невероятно диковинным инструментом. Настоящей экзотикой».

Кстати
Терменвокс очень популярен в Японии. Однако там распространён несколько модернизированный вариант инструмента, созданный японским мастером Масами Такеучи. Инструмент называется матремин. Он представляет собой терменвокс, спрятанный в корпус матрёшки. Частота звука изменяется при удалении и приближении руки музыканта к матремине. Японцы собирают огромные ансамбли исполнителей на этом музыкальном инструменте – более 200 человек.

Смотрите также: