Квартира №13. Почему в Туле закрывают частный музей, посвященный оружейнику

Кирилл Романов / АиФ

Музей расположен в доме №6 по ул. Металлистов, в квартира №13. Инициатором его открытия стал сын конструктора – Михаил Шейнин. Он рассказал об истории семьи, музее и планах. А так же о том, что препятствует их осуществлению.

   
   
Михаил Шейнин, сын известного конструктора-оружейника. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Здание является памятником истории и культуры федерального значения. Помимо экспозиции, связанной с жизнью оружейника, этот музей отразил почти двухсотлетнюю историю жизни и быта туляков. Здесь, с 1919 года, жили несколько поколений семьи Шейниных. В музее-квартире - личные вещи самого конструктора. Здесь воссоздана комната, где он жил со своей семьей с 1951 по 1963 гг. Представлены мебель и предметы домашней обстановки эпохи 50−60-х годов. На музейных витринах множество фотографий и документов, как советской эпохи, так и дореволюционных. Здесь ж награды конструктора Симона Шейнина. Образцы его изобретений, на экране – видеоряд его патентов.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Двести лет назад

Дмитрий Орлов, «Аиф в Туле»: Как всё начиналось?

Михаил Шейнин: Есть дома-музеи конструкторов-оружейников Дегтярёва, кстати, нашего земляка в Коврове (Владимирская обл.) и Калашникова в Ижевске. Я создал третий. Хотелось бы, чтобы он дополнил проект «Музейный квартал». Решил отразить в этом музее жизнь и деятельность моего отца не только через его работу, но и через историю нашей семьи.

Её родоначальник Авраам Шейнин родился в Витебской губернии. Затем переехал в Елец. У него было шестеро детей. Чтобы содержать их и жену, в начале ХХ века он организовал «малое предприятие». Собирал старые граммпластинки и делал из них пуговицы. А из отходов производства производил ваксу и гуталин. Бизнес пошёл весьма успешно. Авраам Шейнин даже смог нанять работника, который делал ряд операций на нехитром оборудовании.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Мой дед Мордехай (Матвей) Шейнин и бабушка Марьяша (Мария) переехали в Тулу в 1919 году. Матвей Шейнин служил в Красной Армии зубным врачом. Будёновка, которую он носил, утеряна, но я нашёл похожую, она представлена в экспозиции. Потом они работали врачами-стоматологами на оружейном заводе. Собственно, как работникам этого предприятия, им и выделили эту квартиру.

- В квартире сразу ощущаешь, что перенеся более чем на сто лет назад. Как Вам это удалось?

   
   

- Здесь практически нет новодела. Даже латунные ручки со стеклянными вставкамиподлинные. Если присмотреться, то можно увидеть на них и «логотип» производителя. Паркету почти двести лет. На потолках лепнина того же времени. Пианино принадлежало человеку, которого в 1938 году должны были арестовать. Он обратился к моей бабушке, чтобы она спасла инструмент. К сожалению, его фамилия мне неизвестна. Пианино, кстати, до сих пор в рабочем состоянии. А на нём стоят ноты 1923 года.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

- В экспозиции представлено много портретов Ваших родственников и известных людей. Расскажите о них.

- Галерея открывается портретом родоначальника династии Авраама Шейнина. Здесь же портреты его родных и известных людей, связанных с этим домом.

Бабушка Мария Григорьевна была прекрасным стоматологом. Она окончила частную стоматологическую школу доктора Ясенцева в Казани и прошла испытание в Казанском университете в апреле 1917 года. Получила Свидетельство об успешном прохождении испытания. На нём ещё изображали герб в виде двуглавого орла. В 1937-1938 годах за такой документ можно было запросто попасть в тюрьму. Поэтому бабушка сожгла все подобные бумаги, даже документ об окончании Вильнюсской гимназии. А вот на Свидетельство у неё рука не поднялась. Слишком много она пережила, чтобы «пройти эти испытания». И в советское время, по нему, ей был выдан патент на частную стоматологическую практику.

Здесь, в большой комнате, за ширмой, бабушка и вела приём. В экспозиции есть сохранившиеся инструменты, которыми она пользовалась. Среди её пациентов были и известные люди. Их портреты так же представлены в галерее.

Лидия Русланова, в феврале 1934 года выступала в Туле, в Доме Красной Армии (сейчас Дом Дворянского собрания – прим. ред.). Во время концерта у неё разболелся зуб. Певицу привезли к моей бабушке. Зуб пришлось удалить.

Аркадий Райкин, 30 и 31 января 1965 года выступал с тремя концертами в клубе им. Ленина (позже ДК железнодорожников, сейчас Центр молодёжи – прим. ред.). Во время одного из выступлений у него тоже заболел зуб. Он попросил отвести его к врачу. Но только к частному и обязательно еврейского происхождения. Бабушка зуб знаменитому артисту спасла.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Изобретатель и рационализатор

- Расскажите поподробнее о своём отце.

- Симон Матвеевич Шейнин родился в 15 августа 1924 года, в этом доме. Здесь он прожил долгие годы. В его и маминой комнате можно увидеть их личные вещи. Это документы, шкаф, никелированная кровать, открытка с изображением Юрия Гагарина с его факсимиле и многое другое.

С 1931 по 1941 годы отец учился в средней школе № 6, на пересечении улиц Каминского и Жуковского. До революции это была Ольгинская женская гимназия.

В 1941 году, после окончания школы, он поступил на Тульский оружейный завод. Вместе с заводом эвакуировался в Медногорск Чкаловской (Оренбургской) области. Там приходилось много работать в трудных условиях.

После Великой Отечественной войны, в 1949 году, окончил Воронежский всесоюзный заочный политехнический институт. Получил специальность «Инженер-механик». Занимался разработкой и исследованиями в области спортивно-охотничьего, стрелкового оружия и ружейных боеприпасов в Центральном конструкторском исследовательском бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) со дня его основания.

- Многие его разработки стали новаторскими и не превзойдены и сейчас.

- Отец внёс большой вклад в совершенствование конструкции и технологии изготовления элементов каналов стволов охотничьего и спортивного оружия. Ему принадлежат 65 авторских свидетельств и патентов на изобретения.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В отделе ЦКИБ СОО, который возглавлял Симон Матвеевич, были созданы однозарядные 40-мм подствольные гранатомёты ГП-25 «Костёр» и «Искра» к автомату Калашникова. Отец является соавтором приспособлений для учебных стрельб из РПГ: ПУС-7, ПУС-18, ПУС-22, ПУС-26, ГП-25. Он автор такого уникального изобретения, как охотничий патрон с полиэтиленовым пыжом. Он представлен в экспозиции. Разработанные отцом спортивно-охотничьи патроны принесли нашим спортсменам «золото» на Олимпиаде-80.

Разработки по устройству каналов стволов и элементов дробового выстрела, Симон Матвеевич изложил во монографиях и книгах. Отец автор множества рационализаторских предложений. Ему принадлежат авторские свидетельства и патенты на изобретения. Все эти документы есть в музее. Кстати, почти в половине всех авторских свидетельств не указано, на что они выданы. Гриф секретности.

Симон Матвеевич лауреат премии Совета Министров СССР 1983 года. Его могли номинировать и на Государственную премию. Но по правилам тех времён, так как между обеими премиями не прошло двух лет, то её он не получил. Дважды лауреат премии им. С.И. Мосина (1969 и 1981 годы). Кавалер ордена Знак Почета. Был награждён множеством медалей. В том числе, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ. Их отец получил за участие в разработке образцов спортивно-охотничьего оружия и боеприпасов. Его трудовой стаж составил почти 65 лет.

Автор книги «Записки оружейника». В ней Симон Матвеевич отразил свой многолетний опыт разработки и исследований конструкций стволов спортивно-охотничьего и стрелкового оружия и ружейных боеприпасов. Сегодня эта книга стала настольной для многих инженеров-оружейников.

Отец ушёл из жизни 24 января 2005 года.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

День сегодняшний

- Как финансово поддерживаете такое сложное хозяйство?

- Я, само собой, здесь никакой зарплаты не получаю. Музей-квартира финансируется из средств моей жены, она индивидуальный предприниматель. Занимается производством деревянных игрушек и сувениров. Входных билетов у нас нет. Есть пожертвования от посетителей. Продаём сувениры.

К сожалению, сейчас над музеем, вернее надо всем домом, стали опять сгущаться тучи. Три года назад дом признали аварийным, а жильцов постановили расселить. Признать жилье аварийным получилось с помощью ООО «Акцент», расположенного в Магнитогорске Челябинской области – …они выиграли муниципальный контракт. 

Про само обследование могу сказать следующее. Никаких специальных исследований на предмет прочности конструкций не было. Да, кусок штукатурки в одном из помещений на верхнем этаже отвалился. Такие обрушения не редкость, но никто из специалистов не считает их поводом для признания зданий аварийными.

Штукатурка обвалилась из-за того, что вода в этом месте подтекала - слуховое окно в 1965 году было неправильно устроено. Я его за свой счёт уже заменил и кровлю отремонтировал.

А теперь у нас хотят изъять квартиру и выплатить компенсацию 3 604 000 рублей. И это за квартиру в хорошем состоянии, в 146 метрах от кремля. 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

- Что собираетесь делать?

- Я не намерен никуда передавать свои фамильные ценности. Без привязки к месту эти вещи не имеют большого значения. Важен именно факт, что конкретные люди десятилетиями жили именно здесь.

Сейчас ещё прицепились к тому, что на сегодняшний день квартира находится в частной собственности, то есть формально это жилье. И поэтому музей здесь располагаться не может. Хотя это не так. Юридически ничто не запрещает размещать частные учреждения культуры в жилых помещениях.

Без привязки к месту эти вещи не имеют большого значения.

Судебное заседание отложили на 2 апреля.

- Помимо решения юридических вопросов, что в планах?

- Можно было бы расширить музей ещё на три комнаты, если раскрыть анфиладу. За их счёт можно расширить музейную экспозицию. Если нам их предоставят в пользование, можно было бы организовать там музей купеческого быта Белолипецких с улицы Металлистов. Раньше эта квартира была коммунальной. С тех пор сохранилась общая кухня. Можно было бы организовать там музей коммунальной кухни. Планов и задумок очень много. Но самые главные мысли и желания – сделать наш музей одной из новых достопримечательностей Тулы.