Энергетическая нить. Дирижёр о лечебных свойствах музыки и меценатстве

Организаторы праздника поднимают социально значимые темы: важность здорового образа жизни, отказ от губительных привычек, популяризация благотворительности. В преддверии финального выступления мы побеседовали с одним из организаторов - аранжировщиком и дирижёром оркестра Артемием Чекиным.

   
   
Фото: Из личного архива

Смена вектора

Дарья Вишнякова, корреспондент «АиФ в Туле»: - Артемий, открытие фестиваля прошло летом, гости беседовали с молодёжью, говорили напутственные слова…

- В числе гостей фестиваля – представители минкультуры, здравоохранения, сотрудники нарко-диспансера и других ведомств. Но мы не ограничились только словами. Чтобы не было только сухой официальной части, мы добавили шоу, людей надо настраивать на выздоровление. Зрители запоминают мероприятия только тогда, когда у них есть эмоциональная ниточка с артистами. Ведь, главное отличие концерта по телевизору от живого выступления в том, что вы можете почувствовать энергетику артистов, пережить их эмоции и обогатиться духовно.

На сцену выходят здоровые, красивые и активные артисты, которые дарят людям уверенность, что можно что-то изменить, искусство придаёт сил и может стимулировать человека к поступкам.

В нашем мире мы все говорим об ужасах и трагедиях, которые влечёт за собой наркотическая зависимость и другие пагубные привычки, но мы даже не замечаем, как поголовно все зависим от гаджетов и интернета.

Именно планшеты и смартфоны дарят нам неограниченные возможности, и одновременно лишают свободы действия, а главное, потребности в живом человеческом общении. На живых концертах происходит обмен энергией артистов и зрителей, вы не только можете видеть и слышать, но ещё и участвовать и переживать.

Досье
Артемий Анатольевич Чекин родился в Туле 16 июня 1968 года. Имеет два высших образования. Работал в Московской симфонической капелле Полянского, Воронежском и Белгородском симфонических оркестрах. Работал по контракту в Государственном симфоническом оркестре Египта. Возглавлял симфонический оркестр Тульского колледжа искусств им. Даргомыжского. Сейчас руководит созданным им в содружестве с солистом Большого театра Анджеем Анатольевичем Белецким эстрадным оркестром и является председателем Автономной некоммерческой организации «Творческая лаборатория «Альфа Мюзик».

- Как на ваш взгляд у нас в целом обстоят дела с благотворительностью в регионе?

   
   

- Благотворительные концерты нужны, и они проводятся. Сейчас поменялся поменялся вектор развития человеческих ценностей. Если раньше образованию и духовному развитию ребёнка уделялось большое внимание, то сегодня это не так. В цене - предпринимательская жилка, всё зациклено на деньгах. Это можно понять, из-за ограниченности материального достатка не все семьи могут себе позволить уделять должное внимание духовному развитию своего чада. Как говорится, если ты голодный, трудно думать о культуре. Ведь есть же дети, которые растут в семьях, где родители пьют, а ребёнок, таким образом, переходит на воспитание бабушки, которой самой еле-еле хватает пенсии на еду, лекарства и оплату коммунальных услуг. Вот именно на таких детей нужно прежде всего обращать внимание, помогать им. В том числе и с помощью искусства. Ведь через творчество можно достучаться до сердец людей, у которых есть сложности в жизни. Оно может стать для них настоящей отдушиной.

Меценаты своё дело знали

- Но одним искусством сыт не будешь. Материальные ценности нужны всегда - и для того, чтобы благо творить, и для того, чтобы было на что жить участникам оркестра и их семьям…

- Давайте обратимся к истории благотворительности в России. Нашу культуру всегда поддерживали меценаты - те, кого сейчас мы называем бизнесменами. Савва Мамонтов, Савва Морозов, имён много… Эти люди понимали, что Россия - это не только достижения науки и промышленности. Поддерживая художников, актёров и музыкантов, они вносили свою лепту в повышение интереса к русскому искусству за рубежом, что в целом работало на повышение престижа страны. Европа знает и ценит нашу культуру не только благодаря блестящей плеяде творческих авторов и исполнителей, приложили к этому руку именно меценаты. А ведь они были деловыми людьми - то есть знающими, как никто другой, что по-настоящему выгодно, а что нет.

Сила искусства безгранична. Вспомним годы войны, когда дух солдат поднимали музыкальные и танцевальные коллективы, когда небольшие труппы гастролировали по частям и делились тем самым человеческим теплом, создавая уют и придавая силы выдерживать испытания, бороться.

Чтобы восстановить прежний баланс, нужна централизованная консолидация людей искусства. И это должно быть единение людей самых разных творческих профессий.

Музыкальная «повестка»

- Знаю, что по одной из своих специализаций вы скрипач, сейчас же вы руководите оркестром. Никогда не возникало желания сменить дирижёрскую палочку на смычок?

- А я и сейчас играю на скрипке, правда, в свободное время. Желание играть на чём-нибудь возникло у меня в три года. Мы гуляли с отцом по парку, я услышал громкие ритмичные звуки, которые, как потом выяснилось, были барабанной дробью музыканта, энергично размахивающего палочками. Я был восхищён. Тогда твёрдо решил, что стану барабанщиком. С этой уверенностью жил два года. А когда мне исполнилось пять лет, я услышал и увидел по телевизору выступление аккордеониста Валерия Ковтуна. Аккордеон стал новой мечтой. 

Фото: Максим Рощин

В семь лет мне пришла «повестка» в музыкальную школу. Тогда это было так: на урок пения приходила педагог из музыкальной школы, садилась на последнюю парту и смотрела, кто как на уроке себя проявляет. Набор в музыканты шёл централизованно.

Пришёл на прослушивание, спел несколько песен, отстучал ритм и вышел к папе ждать вердикта. Вскоре появилась миловидная преподавательница и сказала, что берёт меня. На скрипку. И тут я понял, что даже не знал, на какой музыкальный инструмент прохожу прослушивание, я-то думал об аккордеоне и выдавил: «Я не хочу на скрипку». Но меня уговорили, ссылаясь на то, что аккордеон - инструмент тяжёлый, а позвоночник у меня ещё не сформирован, к тому же на аккордеоне пять лет учатся, так что будет возможность перейти.

Нужна консерватория?

- На тульских улицах, на площадях, в подземных переходах можно встретить уличных музыкантов. Кто-то исполняет собственные произведения, кто-то заимствует чужой репертуар. Это значит, что музыкантов-то в Туле немало. А куда им сунуться, чтобы добиться признания своего таланта? 

- Увы, в Туле нет высшего учебного заведения по музыкальному направлению, есть лишь школы и училища. Получить соответствующее образование можно либо в Москве, либо в тех городах, где есть консерватории. И, окончив такую консерваторию на «отлично», музыканты, как правило, уезжают работать за границу. Те, у кого не всё так гладко сложилось, оседают в Москве. У кого ещё менее гладко - возвращаются на малую родину. И это печально, потому что в Туле им работать негде. Нет возможности применить в полной мере уровень исполнительского мастерства, ведь у нас же нет симфонического оркестра, есть только духовой и камерный.

Сейчас нет специальных наборов, как это было во времена моего детства, никто не ищет таланты. А ведь это давняя традиция, которая сегодня прерывается. Вспомните, как раньше образование получали дворянские дети: все должны были уметь играть на каком-то музыкальном инструменте, знать нотную грамоту. А как раньше ходили в театр? Зрители приходили, садились, открывали партитуру и по нотам следили за тем, что происходит на сцене. То есть они не только слушали произведение, но ещё и «смотрели» его как бы в записи. А много ли вы сейчас знаете меломанов, которые умеют читать ноты?

- То есть у нас совсем всё плохо?

- Ни в коем случае. Сейчас постепенно приходит осознание того, что культуру надо возрождать, что интерес к ней нужно прививать с детства. И дело касается не только музыки, вопрос гораздо шире стоит. Нужно развивать искусство и культуру в целом, по всем направлениям. Это касается и Тульской области. Государство должно вкладываться не только в оборонную промышленность и бизнес, но и в творческое развития каждого человека. А это возможно только при оказании грантовой поддержки.

Смотрите также: