Духовная скрепка. Директор филармонии об опере и артистах-перебежчиках

Кирилл Романов / АиФ

Нынешнее отношение публики к концертам и артистам двумя словами не объяснить, ведь в его основе достаточно сложное переплетение многих сегодняшних событий и процессов, считает директор областной филармонии Елена Руднева.

Досье
Елена Руднева. Родилась 8 февраля 1963 года в Туле. Окончила Тульское музыкальное училище им. А.С. Даргомыжского. 30 лет отработала в Шварцевской музыкальной школе, пройдя путь от преподавателя до заведующей отделения, а затем и директора учреждения. Заочно получила высшее образование в Астраханской государственной консерватории и по совместительству работала в должности директора детской филармонии в Тульской областной филармонии. С 2012 года - директор Тульской филармонии. Замужем, есть дочь.
   
   

Сложные виды

Олег Бондарь, tula.aif.ru: Елена Юрьевна, можно ли сказать, что опера и балет как не очень популярные виды искусства сегодня не живут, а выживают?

Елена Руднева: Не соглашусь с формулировкой. Оперу и балет, как и симфоническую музыку, правильнее отнести к сложным для восприятия видам, нежели к непопулярным. А об интересе к ним говорят цифры. К примеру, по госзаданию за год мы должны обслужить 290 тысяч зрителей, а на текущий момент, то есть, чуть больше чем за полгода, через нас прошли уже 230 тысяч. И это при том, что на нашей сцене практически нет откровенно попсовых и эстрадных программ.

- А филармоническая публика с годами меняется?

- Да. Она молодеет. Заметно больше становится и тех, кто приходит к нам впервые. А ещё нравится, что возвращается традиция ходить в филармонию в чём-то красивом. То есть, появляются вечерние платья, украшения, сменная обувь, что особенно заметно на концертах, которые мы проводим в Доме Дворянского собрания. Это говорит о том, что растёт культура не только обслуживания, но и потребления. 

Изменилось у нас и само содержание филармонической деятельности. С появлением пять лет назад симфонического оркестра мы наконец-то стали полноценной филармонией, коей считаться до этого могли с оговоркой. Ведь сколько бы ни было коллективов, филармония без симфонического оркестра - это не филармония. А создавать его при отсутствии в городе консерватории - задача сложная. Сейчас отчасти спасает близость к Москве, откуда периодически приглашаем музыкантов на какие-то важные партии или большие программы. Работают у нас и выпускники, и студенты консерваторий.

- Артисты зарплатой довольны?

   
   

- Она не ниже, чем в среднем по ЦФО, и ненамного ниже средней по региону. Средняя зарплата у нас - 34 тысячи рублей. Это не мало, но и не много, если учитывать, что филармония как правило в каждом регионе одна, а путь образования музыканта самый долгий и оркестровых музыкантов везде не хватает. Поэтому зарплата в филармонии обычно выше, чем в других учреждениях культуры.

Большинство антрепризных групп, пытающихся прорваться на нашу сцену, на мой взгляд, не в состоянии конкурировать с местными коллективами.

- Как относитесь к антрепризным группам, гастролирующим по стране?

- Мы таким коллективам свою площадку не предоставляем. Считаю, что сегодня как форма организации театрального дела антреприза уже далека от настоящего искусства. Она превратилась скорее в способ зарабатывания денег по-лёгкому, когда как приманку в группу приглашают пару известных имён, дополняют малоизвестными артистами и отправляют на гастроли по стране со спектаклем сомнительного качества. Это не очень достойно, а мы всё-таки стараемся держать планку.

К тому же, большинство антрепризных групп, пытающихся прорваться на нашу сцену, на мой взгляд, не в состоянии конкурировать с местными коллективами. Ведь у нас прекрасные профессиональные театры что в Новомосковске, что в Узловой, не говоря уже о тульских.

Чулпан Хаматову жалко

- С чем связываете повышение интереса зрителей к событиям на сцене филармонии?

- Безусловно, ограничительные меры в связи с пандемией сделали своё дело и теперь люди как бы навёрстывают упущенное. Но чаще ходить на концерты они, на мой взгляд, стали и по другой причине - более значимой. Она связана с конкретной исторической ситуацией, обусловленной проведением спецоперации на Украине и реакцией на это нашего общества. Людям сейчас необходима какая-то духовная скрепка, какая-то общая, совместно пережитая эмоция. И в этом смысле на деятелей культуры и искусства возлагается особая миссия.

- Как-то по-особому зазвучала и патриотическая тема. Лет 10 назад и представить было сложно, что даже рок-исполнителям она станет интересна...

- А потому что тронули главное - нашу национальную идентичность. Это раньше некоторые стеснялись говорить: «я - русский», и это было неприятно, а сейчас слово «русский» стало звучать гордо. Наконец-то в нас проснулось национальное самосознание и мы стали ощущать себя сильными.

- Как относитесь к артистам, публично заявляющим о своём неприятии спецоперации на Украине?

- С сожалением. Ведь прежде чем пойти на концерт зрители теперь выясняют, на чьей стороне тот или иной исполнитель, и в связи с этим высокий процент людей оценивают своих вчерашних любимцев уже по-другому.

Мне жалко Чулпан Хаматову, которую считала честной и глубокой актрисой, и вдруг она себя так проявила... Не знаю, заблуждение это, или ещё что-то.

Подобным образом повели себя и некоторые другие звёзды, чем свой авторитет безусловно подорвали. И уже становится совершенно очевидным, что многие поклонники от них отворачиваются. Большинство же деятелей культуры и искусства остаются с нами, несмотря даже на то, что пришлось чем-то и поступиться в профессиональной деятельности. К примеру, из-за отказа осудить позицию России по отношению к ситуации на Украине пост главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра потерял Валерий Гергиев. Сотрудничество с ним прекратили и другие коллективы из Европы и США. Всё это больно. Но поступок музыканта вызывает искреннее уважение.

Мне понравилось, как сказал Николай Цискаридзе: «В тяжёлое время каждый должен быть со своей страной». Всегда говорила и говорю, что история всё сама расставит на свои места и будет понятно, кто прав, а кто виноват. А мы, люди искусства, а не политики, должны послушать президента и заниматься своим делом. У нас есть работа, зритель, план... И не надо никаких лозунгов и плакатов, потому что мы можем заблуждаться и не всё знать и понимать. А патриотическая тема в искусстве всегда была и есть, независимо ни от какой политической ситуации. Патриотизм лежит в основе любого общества иначе и быть не может. Если ты гражданин своей страны, значит должен выражать её интересы, а не перечить им.

Мы, люди искусства, а не политики, должны послушать президента и заниматься своим делом.

Кремлёвское зрелище

- Давайте о планах. В этом году проект «Кремлёвская опера» с участием нашей филармонии приобретёт несколько необычный формат. В чём его особенность?

- В отличие от предыдущих трёх раз мы теперь пошли по пути не просто показа оперы, а создания целого культурно-туристического события. Обусловлено это, прежде всего, включением нашего региона в национальный проект «Императорский маршрут», посвящённый объектам памяти и местам пребывания представителей династии Романовых. Одна из достопримечательностей маршрута - Кремль, где на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив мы и будем реализовывать проект «Императорские сезоны в Тульском кремле».

Фото: Тульская областная филармония

В перерывах между показами опер на Казанской набережной для зрителей будет организовано красочное историческое зрелище «Династия сквозь время», посвящённое непосредственно самой истории представителей дома Романовых, связанной с нашим регионом. Там будут и костюмированные персонажи, и фейерверки, и многое другое.

Справка
«Императорские сезоны» откроются вечером 20 августа большой программой на Соборной площади Тульского кремля - будут представлены одноактные оперы: Петра Чайковского «Иоланта» в концертной версии и Сергея Рахманинова «Алеко». 21 августа в 11.00 выступит фольклорный ансамбль «Услада» со спектаклем «Ещё раз про тульский секрет». А 19 августа состоится ночная репетиция, которая начнётся в 20.00.