9 июня исполняется 350 лет со дня рождения императора Петра – самого тульского из всех русских царей. Во всяком случае, его влияние на историю нашего региона оказалось огромно. Не зря министерство культуры России включило сейчас Тулу в перечень петровских городов, а тульские музеи – в Ассамблею петровских музеев.
Знакомство с Демидовым
Тула – родина железоделательных заводов в Русском государстве. Один из первых был построен на реке Скниге в селе Ченцово нынешнего Заокского района Тульской области, владельцем которого был голландец Пётр Марселиус. В 1652 году на территории рядом с заводом возвели и резиденцию заводчика, в которой бывал и первый российский император.
Подтверждено не менее четырёх визитов Петра I в Ченцово, в 1690 году перешедшее во владение Нарышкиных. Сначала дяди Петра Первого Льва Кирилловича, потом его двоюродного брата Александра Львовича. В один из своих приездов Пётр жил здесь не менее девяти дней – ждал, пока закончат первую триумфальную арку в Москве и подойдут войска из победного Азовского похода.
Пётр осыпал милостями и талантливого тульского кузнеца Никиту Демидова, словно понимая, что государство получит за всё сторицею. Существуют разные версии их знакомства. Одна из них, от тульского историка-краеведа И. Ф. Афремова, напоминает сказ о косоруком Левше. Только Никита Антюфеев не блоху аглицкую подковал, а починил дорогой немецкий пистолет работы немецкого мастера Кухенрейтера. Починить починил, но царю не отдал, подсунул вместо него другой – собственноручно скопированный. Царь, по российской привычке принявшийся было восторгаться немецкой диковинкой, был весьма растроган, когда узнал правду. По преданию обнял Никиту и сказал ему: »Я виноват перед тобой. Ты малый дельный».По другой версии, известного российского учёного И. X. Гамеля, в 1696 году Пётр Первый, при проезде своём в Воронеж, остановился на короткое время в Туле. Желая заказать несколько алебард по имевшемуся при нём иностранному образцу, призвать к себе тех из казенных кузнецов, которые знали ковку белого оружия. Пришёл только Никита Демидов. Он-то и отковал 300 алебард, даже лучше иностранного.
После чего Никите Демидову было разрешено построить завод в Туле, близ устья Тулицы. Так в 1695 году в Туле возник частный оружейный завод знаменитого русского промышленника Никиты Демидова. Правда, самый ранний приезд Петра в Тулу относится к осени 1695 года. Значит, предполагаемая тульская история с пистолетом или алебардами никак не связана с получением разрешения на строительство. Биограф Демидовых Игорь Юркин считает, что о заводе с царём было говорено, например, ещё в Москве. А в Туле Петр мог осмотреть «место сие» и произнести сохранённую народной памятью фразу: «Распространи Демидыч свою фабрику…»
Епифанские шлюзы
В своих частых наездах в Воронеж, где строился флот для завоевания Азова, Пётр нередко проезжал через Тулу, и познакомился в ней с оружейниками. Он убедился в несостоятельности местного производства и твёрдо решил его преобразовать. Пётр предпринял шаг, положивший начало планомерной подготовке кадров для оружейного производства. В 1701 г. он указал: «Принимать в тульскую кузнецкую казённую слободу мастеров, всякого звания людей, откуда бы они ни были. Старостам с тремя лучшими кузнецами распределять их по мастерам и следить за обучением».
События начального периода Северной войны показали, что России необходима новая армия, построенная по новому принципу, обученная передовым способам ведения боя, большая по численности и отменно вооруженная оружием собственного производства. Но Россия ещё не имела ни крупного централизованного оружейного производства, ни мощной металлургической базы, способной полностью обеспечить чугуном и железом изготовление ружей, пушек, ядер, якорей и многого другого.
Главным центром оружейного дела стала Тула. В 1705 г. Петр I прислал в Тулу дьяка Оружейной палаты Андрея Беляева с задачей построить в Зареченской слободе Оружейный двор и сосредоточить на нём всех тульских мастеров так, чтобы можно было контролировать все работы. Организационные новшества он подкрепил специальным «Наказом» тульским кузнецам. Петр требовал, чтобы все фузеи соответствовали присланным образцам и были даже лучше немецких, то есть купленных за границей. Пожалуй, это был первый документ, строго и всесторонне регламентирующий деятельность мастеров, определяющий их обязанности, правила приёмки оружия и штрафные санкции.
В 1712 году именным указом Петра I от 15 (26) февраля была основана казённая оружейная фабрика, которая и стала основанием современного тульского оружейного завода. Оружейный завод, состоящий из двух деревянных корпусов, верхнего и нижнего, был пущен в ход 10 января 1714 года. В 1715 году царь приказал построить оружейный каменный двор, где теперь арсенал, дабы ружья делать всем мастеровым людям на том оружейном дворе без остановки.
Ещё одним большим проектом того времени стала идея Петра I связать реки Московского бассейна с Азовским морем посредством соединения Оки, Упы и реки Шат, через Иван-озеро с Доном. Тула должна была стать одним из крупнейших центров на этом речном пути. В 1707 году через Тулу прошёл первый караван судов, но строительство не получило распространения и вскоре заглохло. Хотя к этой идее время от времени возвращались не раз аж до двадцатого века. А в 1926 году писатель Андрей Платонов написал о тех событиях повесть «Епифанские шлюзы».
Памятник по –заслугам
В октябре 1909 года на заседании выборных от мастерских и рабочих было признано желательным устроить среди рабочих завода сбор и постановку перед зданием завода памятника основателю оружейного производства в Туле императору Петру I. Необходимую сумму собирали добровольными взносами, а не вычетами. Однако практически в каждом цехе на памятник царю-реформатору жертвовали практически все рабочие.
Торжественное открытие памятника работы скульптора Р. Баха состоялось в апреле 1912 года, в день празднования 200-летия оружейного завода, поставленного на средства тульских оружейников. Этот памятник оказался по-настоящему уникальным. В России в то время только два памятника изображали Петра I в простой рабочей одежде. Это был Царь-плотник Леопольда Бернштама, установленный в 1910 году на Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга, и тульский Царь-кузнец. В процессе работы автору скульптуры отдельно даже указали, что царь держит молоток не по-кузнецки, и попросили переделать. По случаю юбилея заводу было присвоено наименование «Тульский императорский Петра Великого оружейный завод».
Памятник императору уцелел даже после 1917 года. На заседании парткома оружейного завода присутствующие согласились, что Петра I, как преображателя России, признали даже партийная и советская власть. А кроме того он ещё и основатель завода.
Памятник, правда, с всеобщего обозрения убрали в здание управления, где располагался музей оружия. Но ещё в войну он вернулся на прежнее место, а в 1964 году был установлен там, где и стоит сейчас – на улице Советской. Ибо значение Петра для Тулы огромно.