АиФ-Тула: - Вячеслав Иванович, ремонт краеведческого музея начался ещё в 1987 году…
В.Б.: - В то время я ещё руководил музеем. При мне он был закрыт на ремонт и все работы уже близились к завершению, но оказалось, что строители неправильно положили крышу. Та стала протекать, на втором этаже обвалилась штукатурка. А время было трудное, неспокойное, денег на ремонт учреждений культуры выделялось катастрофически мало. Ремонт шёл очень медленно, на работы в одном зале уходило два - три года. Ну а потом, когда грянули 90-е, о музее забыли почти на десять лет. И только в начале «нулевых» им занялись основательно.
АиФ-Тула: -- Как вам нынешний вид музея?
В.Б.: - Мне понравилось, всё очень достойно, надёжно. Признаюсь честно: у меня болела душа за уникальную чугунную лестницу. Эта лестница - настоящее произведение искусства. Я думал, что строители скорее демонтируют её, чем возьмутся за восстановление. Но я ошибся и очень рад своей ошибке. Лестница не только сохранилась, но и приобрела совершенно другой вид. Тулу недаром называют городом мастеров - кузнецы и художники потрудились на славу. Ещё я очень переживал за залы, в которых размещаются экспозиции. Только далёкие от музейного дела люди могут утверждать, что самый главный человек в музее - экскурсовод. Самые главные - художники-оформители. Они должны оформить зал так, чтобы экспонаты «играли», чтобы их было интересно рассматривать. В оформлении экспозиций не должно быть каких-то ярких, кричащих цветов, ведь музей - это не развлекательный центр. Сама атмосфера музея должна передавать посетителю дух истории. Экспозиция музея создаётся не на год и не на два, поэтому нужно оформить всё так, чтобы человек, рассматривая один и тот же экспонат в десятый раз, сумел взглянуть на него с другой стороны, заново открыть его для себя.
Учиться надо всегда
АиФ-Тула: -- Вы стали директором музея в 28 лет. Получается, «омоложение кадров» может быть полезным?
В.Б.: - Начнём с того, что я стал директором музея по окончании аспирантуры Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого, то есть я обладал довольно внушительным багажом знаний. Большую роль сыграли мои учителя - тульские историки и краеведы, самым авторитетным среди которых для меня был Вадим Николаевич Ашурков. Настоящий руководитель обязан быть творческим человеком, он должен непрерывно учиться, всю свою жизнь стремиться к чему-то новому, критично относиться к себе и своей работе и в то же время ценить и уважать своих сотрудников.
АиФ-Тула: -- Вы долго преподавали краеведение в ТГ ПУ им. Л. Н. Толстого. Чем отличается эта наука от обычной истории?
В.Б.: - Краеведение тесно связано с историей. Но если историк работает только с историческими фактами, то краевед должен знать о своём крае практически всё: что здесь растёт, какие водятся животные. Краеведение - это жизневедение, а жизнь - понятие широкое. Краевед - это историк, биолог, геолог, лингвист, археолог, культуролог и литературовед в одном лице. Практически универсальный человек, ходячая энциклопедия. К сожалению, курсы краеведения сейчас почти исчезли из учебных программ. Студенты изучают историю России, Европы, мира, но практически ничего не знают о своём родном городе. Это неправильно. Спешка в учении ни к чему хорошему не приводит. Люди должны знать историю не только своей страны, но и своей малой Родины.
АиФ-Тула: -- Сейчас появилось очень много современных, новых музеев. Как вы думаете, нужны ли они?
В.Б.: - Музеи нужны всегда! Несмотря на то что мы живём в век высоких технологий, настоящему любителю истории гораздо интереснее увидеть вещь «воочию», нежели посмотреть картинку в Интернете. И потом, информации, полученной из Всемирной сети, не всегда можно доверять. А в музеях и архивах всегда хранятся только подлинные вещи, документы. Настоящий историк всегда должен работать только с фактами, а не домыслами и догадками. По поводу новых музеев скажу так: жизнь не стоит на месте. Каждый прошедший день - это история. И её тоже нужно беречь и хранить, какой бы она ни была.
Без шуток!
АиФ-Тула: -- На территории Тульского кремля собираются строить атриум. Как вы относитесь к этой идее?
Фото: Маргариты Логиновой |
В.Б.: - На своём веку я повидал много проектов строительства на территории Тульского кремля. Долгое время существовала идея привоза в кремль 38 сохранившихся деревянных домов, в которых жили знаменитые туляки. Представляете, как сейчас выглядела бы территория кремля, если бы этот проект реализовали? Любое вмешательство, любые строительные работы нарушат историческую структуру и общую композицию Тульского кремля. Что касается атриума - эта идея, может быть, и хорошая, но очень непрактичная. Во-первых, стеклянный куб испортит весь вид. Во-вторых, это просто бесполезное сооружение: зимой в нём будет холодно, а летом - жарко.
АиФ-Тула: -- А как сохранить другие исторические памятники? Например, старинные здания на ул. Металлистов, которые сейчас осыпаются буквально на глазах…
В.Б.: - Здесь ситуация несколько иная. Тульский кремль привлекает туристов, поэтому на его реставрацию власть выделяет деньги. А вот владения тульских купцов и промышленников, находящиеся в двух шагах от кремля, мало кого интересуют. Чиновники предпочитают передать эти здания в собственность коммерческим структурам, которые взамен обязуются сделать ремонт. Но для коммерсанта главное - быстрее «запустить» здание и получить с этого как можно больше денег. Историческая ценность для него не имеет никакого смысла. Естественно, ни о каких реставрационных работах не может быть и речи - всё делается по принципу «дёшево и сердито». Такое наплевательское отношение ещё даст о себе знать. История - дама капризная и шуток не любит.
Смотрите также:
- Ведущий энтомолог Тулы о своей коллекции, редких экземплярах и законах →
- Путешественник Дмитрий Койда: «Не надо ограничивать мышление» →
- Человек-история →