Художественный руководитель Тульского камерного драматического театра Алексей Басов стал режиссёром, можно сказать, по принуждению, так как, даже проучившись пять лет в щукинском училище на факультете «Режиссёр театра», просил выдать ему актёрский диплом.
Театр как предчувствие
В детстве Алёшу манили и привлекали многие профессии, но уже к концу средней школы мальчик понял, что пойдёт в артисты, потому что лицедейство позволяет быть всем, оставаясь собой. Тем более что его мама и папа тоже актёры. Алексей окончил актёрский факультет тогда ещё Ленинградской государственной академии театрального искусства, но для полноты ощущений решил получить смежное образование.
А.Б.: - Моя преддипломная режиссёрская работа - спектакль «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса, можно сказать, открыла мне дверь в режиссуру. Вернее, втолкнула меня туда, потому что до этого я хотел только играть. Я проработал во всех тульских театрах, включая театр кукол, на сцене которого и состоялся мой режиссёрский дебют. Но понял, что устраивающая всех существующая в тульских храмах Мельпомены концепция взаимодействия «зритель - спектакль» лично мне не подходит.
Система устарела, во всяком случае для него. У молодого актёра возникла даже неосознанная идея, а скорее предчувствие нового театра. Он понял, что настало время для воплощения его замыслов. Но устраивать революцию в театральном закулисье Басов не собирался. Он хотел созидать, а не разрушать. Так у режиссёрадебютанта появилась своя собственная творческая мастерская, а у города - камерный театр.
Скитания вновь созданного коллектива лишь подтвердили справедливую реплику дореволюционного журнала XIX века «Русская сцена»: «Быть артистом в Туле, значит стяжать мученический венец». Но какая это была ерунда по сравнению с появившейся возможностью говорить со зрителем о важных, серьёзных вещах. И только он, Алексей, решал, как строить монолог (диалог?).
Кричать, шептать, высмеивать, сгущать краски. В театр теперь стали приходить единомышленники, зрители, которых волновало тоже, что и маленький театральный коллектив. Как тут не вспомнить слова основателя московского камерного театра Александра
Таирова: «Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей, таких же неудовлетворенных и ищущих, как и мы, мы хотели сразу сказать расплодившемуся театральному обывателю, что мы не ищем его дружбы и мы не хотим его послеобеденных визитов».
Шоу - не для нас
В 2005 году благодаря стараниям многих людей камерный театр получил, наконец, постоянную прописку на ул. Дзержинского, 8, и крохотный зал на 45 мест.
«АиФ в Туле»: - Алексей, зал не маловат? И существует ли оптимальное количество зрительных мест?
А.Б.: - Маловато, конечно, и в экономическом, и в моральном аспекте. В результате тесноты обедняются декорационные решения и художественные замыслы. Для нашего театра 150200 мест было бы идеально.
Но и время больших залов на 700-800 мест проходит. Это огромное заблуждение, что театр - для всех. Большие залы больше рассчитаны на зрелищные шоу.
«АиФ в Туле»: - Как вы выбираете репертуар?
А.Б.: - По принципу «цепляет-не цепляет» лично меня. Потом найдутся люди, которые хотят того же.
«АиФ в Туле»: - А с актёрами советуетесь? Или срабатывает ещё один принцип: «Я так хочу, и всё».
А.Б.: - Да, я так хочу и всё.
После интервью я тихонечко спрошу его жену актрису театра Елену Басову: «Ваш режиссёр - что, тиран?» - Что вы, он постоянно сомневается, что сделает что-то не так, всё время чего-то ищет, он никогда не бывает удовлетворён, - удивится она вопросу.
Например, спектакль по новеллам О.Генри «Комната с видом на Рождество», долго и мучительно пестовавшийся режиссёром, был снят сразу же после первого показа.
А.Б.: - Я чтото не доделал, проглядел, ошибся, - сетует Алексей. - Спектакли они как дети - разные, бывают и неудачные.
Нет бездарных людей
«АиФ в Туле»: - Алексей, бытует мнение, что актёры нынче не те, вот в старых советских фильмах играли личности...
А.Б.: - Ну почему, и тогда были плохие фильмы и плохие актёры. И сейчас есть очень интересные артисты: Константин Хабенский, Сергей Безруков, Олег Меньшиков, Евгений Миронов, Михаил Пореченков, Анна Ковальчук. Потом, всё зависит от рыночных отношений: снимать сериалы надо быстро.
«АиФ в Туле»: - Может ли гениальный режиссёр вытянуть бездарного актёра?
А.Б.: - Что значит бездарного? Бездарных людей вообще нет. Есть ленивые. А талант, как мы все знаем, это 10% одарённости и 90% труда. Например, знаменитый Станиславский поначалу был не очень хорошим актёром, он был зажат, скован. Он по крупицам себя создал. До него не было системы актёрской игры. Станиславский зафиксировал, разобрал на нюансы человека.
«АиФ в Туле»: - У вас очень маленький коллектив, всего семь человек. Эти актёры с вами с самого начала?
А.Б.: - Нет, труппа менялась. Сначала я переживал уход каждого человека как ножевое ранение. Но со временем понял, что жизнь должна идти и люди сходятся и расходятся, это нормально. Хорошо, что на каком-то этапе мы оказались небезразличны друг к другу.
«АиФ в Туле»: - Общаетесь ли вы с ребятами из студии Белова, где началась ваша актёрская карьера?
А.Б.: - Конечно, например Олег Пышненко к нам постоянно приезжает и что-то обязательно привозит в подарок из реквизита. А Сергей Стёпин (харизматичный охранник из сериала «Ранетки») поставил на сцене нашего театра спектакль «Отель двух миров». Мы и дальше собираемся с ним сотрудничать.
«АиФ в Туле»: - Какие планы на ближайшее будущее у театра?
А.Б.: - Параллельно готовимся к премьере двух спектаклей: «Фрекен Жюли» по пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга и «Пять вечеров» Александра Володина.
«АиФ в Туле»: - Алексей, что вам нравится в Туле и что, наоборот, не привлекает?
А.Б.: - Я люблю мой город, здесь есть места, где я был счастлив и куда меня постоянно тянет. Когда мне плохо, я прихожу к подъезду, где прошло моё раннее детство. Неприятно удивляет отношение к памятникам архитектуры, к не щадящей их застройке. Пропадают исторические здания, меняется аура города, его неповторимое лицо. Может, так надо и я излишне сентиментален?
«АиФ в Туле»: - Ваши пожелания тулякам?
А.Б.: - Я бы пожелал нам всем больше любопытства, без него нет познания, нет самосовершенствования. Мы сейчас очень информированы. Но информация и знания - разные вещи. Первое - поверхностно, второе - глубинно.
«АиФ в Туле»: - Ваш секрет успеха?
А.Б.: - У меня его нет, я считаю, что пока успеха не добился. Вот лет в 90 смогу об этом поговорить.
«АиФ в Туле»: - Тогда я зайду лет через 50.
Смотрите также:
- В костюмерной драматического театра хранится более пяти тысяч уникальных костюмов →
- Русскому инди-року быть! Cherry Heavens выступили в Туле с концертом →
- Любимые диваны мужчины меняют на театр →