Мультяшное поколение. Культуролог о музеях, городских маркерах и творчестве

В прошлом году 14 музеев региона вошли в одно объединение. О том, как повлияли эти изменения на культурную жизнь, чем живут сегодня музеи, рассказала заместитель генерального директора по информационной, методической и проектной деятельности в ГУК ТО «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей» Мария Загибалова.

   
   

Культурный переход

- Мария Анатольевна, пошло ли на пользу тульскому региону объединение музеев?

Фото: Из личного архива

- В нашем объединении 14 филиалов (11 в Туле и 3 в Тульской области). У каждого своя специфика, своё лицо и яркая индивидуальность. И мы стараемся это сохранить.

При этом у музеев помимо единого хозяйственно-экономического пространства (важного с точки зрения оптимизации) появились новые перспективы. Например, есть возможность создавать интегрированные межмузейные программы и проекты, разнообразить музейные услуги.

- В области не во всех городах есть музеи. Отчего зависит их открытие?

- Музей может быть открыт хоть в чистом поле. И в первую очередь его открытие зависит от активности людей. Если есть человек, который горит, создаёт, то даже там, где живут пять человек, музей будет. Если такого человека нет, ничего не получится.

- Как говорят некоторые чиновники: «Зачем содержать музеи, если они не самоокупаются?». Может, они правы и потребности «припасть к корням» у людей уже нет?

   
   

- Любые события, относящиеся к образованию или культуре, я по привычке оцениваю с точки зрения культуролога. Поэтому немного терминов. Сегодня мы живем в эпоху постмодернистской культуры. В отличие от традиционного типа культуры, где преобладало земледелие, обряды и традиции. Теперь это потеряло смысл и не находит практического применения.

Досье
Мария Анатольевна Загибалова родилась 3 августа 1979 года в Туле. Окончила тульское музыкальное училище им. А. С. Даргомыжского, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. Заместитель генерального директора по информационной, методической и проектной деятельности в ГУК ТО «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей»». Воспитывает дочь.

Например, раньше обычаи из народного календаря несли определённое значение, в них люди нуждались, теперь - нет.

Сейчас мы наблюдаем иной культурный контекст: городская, информационная культура, постиндустриальное общество. Жизнь не замешена на тех давних традициях, именно поэтому они теряются.

При этом появляется новый вариант «использования» традиций, демонстрирующий интерес к ушедшей культуре, - их реконструкция.

В то же время возникают новые традиции и обычаи.

Постмодернистская культура - это переходный тип культуры, период, когда появляются культурные взаимосвязи, закладываются новые традиции.

Городские метки

- Сегодня в Туле активно возрождают старые символы Тулы, так называемые тульские бренды. Это больше тема культуры или зарабатывания денег на туристах?

- Бренды - символы, помогающие понимать специфику региона. Поэтому так хороши они для иностранцев. Например, когда мы слышим «Италия», у нас сразу появляется ассоциация с оперой, Пизанской башней, пиццей. Мы чувствуем культурный контекст. Так и с нашими брендами. Тульский пряник, самовар, гармонь, оружие, филимоновская игрушка, белёвская пастила…у человека уже возникает определённый образ. Пусть он упрощён и становится даже стереотипом и для русского человека, в нём не хватает глубины, но для знакомства с городом это неплохо.

Этот комплекс брендов даёт более яркое и насыщенное настроение, тем более что у нас таких символов много: и гастрономические, и исторические, и эстетические.

- В Туле появляются скульптурные композиции. Что, по-вашему, они дают городу и горожанам?

- Это своеобразные метки городского пространства. Определённые территории города размечаются, и городское пространство становится более узнаваемым и наполненным смысловыми контекстами. Город насыщается некими маркерами.

Если возвратиться к прошлому, то можно вспомнить, что и в советское время городское пространство также было насыщено подобными контекстами. В постсоветские годы оно как будто замерло и не сильно развивалось, сейчас начался новый всплеск.

А вот по поводу качества и их смысловой нагрузки больше вопросов, чем ответов. Но, безусловно, всё новое всегда вызывает неоднозначное впечатление. По крайней мере у ёжика, стоящего в Кремлёвском сквере, нос уже натёрт так, что ярко блестит на солнце.

- Я знаю людей, которые с ним даже разговаривают… А граффити - тоже маркеры или попытка в нужное русло ввести жажду подростков порисовать на стенах?

- Французский философ-постмодернист Жан Бодрийяр в своей работе «Символический обмен и смерть» писал, что граффити связаны с территорией, они размечают декодированное городское пространство, и через них та или иная улица, стена, квартал обретают жизнь. Но при этом граффити не имеют ничего общего с так называемой стенной живописью, или стенными росписями, которые осуществляются за счёт средств муниципалитета.

- Это можно считать искусством?

- Пожалуй, да. Просто это существует в рамках субкультуры и является способом её выражения.

Соглашусь, что некоторые образцы граффити вызывают у меня восторг, но не все. Это состояние восторга, правда, ежеминутное, не смогу вспомнить, где и когда я их видела, просто помню, что момент был. И кстати, это тоже один из маркеров городского пространства.

«Завидую дедушке»

- Сегодня много говорится о потере обществом нравственности. А могут ли нынешние взрослые, жёстко ориентированные на зарабатывание денег, не подпитанные культурой, быть добрым примером для детей?

- Взрослые всегда были и будут примером для детей. Другое дело, что сегодняшние взрослые - это как раз те люди, которые сами росли в перестроечные годы, когда много было заложено не совсем того. В то время люди пытались находить для себя новые ориентиры.

Современное поколение живёт в очень интересное время. С одной стороны, у них есть многообразие, но в то же время они сталкиваются с серьёзной проблемой выбора. Многое хочется взять, попробовать, изучить, но всё охватить невозможно.

Сегодня не хватает ориентированности, огромные возможности не позволяют многим сосредоточиться, остановиться на чём-то. Современная жизнь такова, что мы постоянно должны находиться «в теме», это некая черта нашего времени. Я временами завидую дедушке. У него была интересная жизнь, ему было что вспомнить, но его жизнь по сравнению с моей была более размерена, структурирована. Мы в постоянной беготне и суете всё же, наверное, что-то теряем.

- Может быть, способность фантазировать, выражаться творчески?

- Творческая составляющая появляется не просто так. Во-первых, должны быть задатки, но главное - это усердие и трудолюбие. Бах говорил, что в его творчестве всего один процент таланта и 99 - труда. Я с ним согласна.

Среди моих знакомых есть люди с природными талантами, но некоторым не хватило силы воли, некоторым - уверенности, а кому-то - усердия. Эти качества помогают не только одноразово проявить себя, но и удержаться на плаву.

Интересный факт о творчестве. Мы привыкли к тому, что учёные имеют структурно-логическое мышление, а творчество - это удел художников, поэтов и музыкантов. Но ни одно научное открытие невозможно без озарения. Это уже не логика, а интуиция и другой тип мышления. С этой точки зрения все знаменитые и признанные учёные - тоже творческие люди.

- А музейная работа - это творчество или рутина?

- Рутина есть в любой профессии. Как в шутку говорила одна моя коллега-преподавательница, мало того что нам тут денежку платят, так мы ещё и удовольствие получаем. Это действительно очень близко к правде. Недаром Антуан де Сент-Экзюпери, говорил о том, что единственная роскошь - это роскошь человеческого общения. Например, работа экскурсовода в тульском кремле - это общение, работа на свежем воздухе, участие в культурном процессе города. Вообще работа в музее позволяет не стоять на месте, постоянно узнавать что-то новое.

Постмодернистская культура - это переходный тип культуры, период, когда появляются культурные взаимосвязи, закладываются новые традиции. Фото: Администрация города Тулы

- А когда узнаёте что-то новое, с кем делитесь в первую очередь?

- С семьей. Пусть я и не получу профессиональной оценки, но зато это будет эмоциональный отклик. А потом уже отправляюсь к коллегам. В нашей работе без дискуссий никуда. Постоянно советуемся, рассказываем что-то, задаём вопросы. Чаще всего они таковы, что не можешь на себя взять ответственность за принятие решения единолично и требуется коллегиальное решение. Но не потому, что ты трус, а в целях получения лучшего результата.

- Как вы отдыхаете?

- Все мои профессиональные интересы - это и есть мое хобби, и наоборот, так что с этим мне повезло. Но, бывает, выдаётся просто сесть почитать хорошую книгу или публикацию. И конечно, стараюсь проводить побольше времени с дочерью.

Думать мультиками

- Дочери нравится ваша работа?

- Даше восемь лет, и музеи она любит. Мы с ней много ходим по культурным учреждениям, но больше она ориентирована на спорт и танцы, на что-то подвижное и активное.

Она с раннего детства читает, но порой в воспитании дочери я сталкиваюсь с таким феноменом, как влияние экранной культуры. Нынешнее поколение больше настроено на комплексное мультимедийное восприятие. Но здесь исчезает момент фантазии, выдумки, потому что на экране тебе уже показывают того или иного персонажа. Когда же ты видишь только текст, его описание, ты можешь представить героя, развивая свою фантазию. Для каждого образ может быть разным - это все сугубо индивидуально. Это те акценты, которые стараюсь обозначить дочери, чтобы чтение приносило удовольствие.

- Разрешаете ли дочке пользоваться Интернетом?

- Интернет - это средство, поэтому всё зависит от того, как им пользоваться. Если для поиска нового, для изучения и анализа, тогда почему бы и нет. Такими возможностями можно пользоваться бесконечно для самообразования, для приобщения к культуре и её ценностям и неисчерпаемому богатству.