В последнее время Интернет запестрел названием тульской группы «Ворон Кутха» и именем лидера команды Дмитрия Мулыгина.
Быть в тренде
- Недавно звонит мне приятельница, много лет тебя знающая: «Оказывается, Дима жутко популярный и у него такие красивые песни! Надо срочно сходить на концерт. А то получается, что я не в тренде». Что вдруг случилось?
- Резкий интерес к группе появился после нашего сентябрьского эфира на «Нашем радио». Понеслась волна. Появились люди, которые предложили свои услуги по продвижению, по оформлению афиш и альбомов. Сложилась команда, от чего я пребываю в восторге.
- Ты много гастролировал, причём сам был себе и менеджером, и администратором, и продвиженцем, и продюсером. Разве не это сказалось?
- В большой степени, просто не хватало, что называется, последней капли в этой чашке. Просто идёт процесс накопления. Ты делаешь, делаешь, делаешь, и в какой-то момент всё начинает крутиться само собой.
«Я работаю в хору…»
- Ты работал в филармонии. Ходил на работу, как все приличные люди, получал какую-никакую зарплату. А теперь - в свободном плавании. Это же такая головная боль…
- «Я работаю в хору, все орут, и я ору…» Я ж пишу и пою свои песни. В какой-то момент гастрольная география расширилась, а бесконечно отпускать меня из филармонии на мои концерты не могли. Тем более в творческом коллективе, где у каждого свои амбиции, где заслуженные артисты сидят без концертов, а самоучка-лоботряс мотается по всей стране и дальше, началась тоска: переход на самоокупаемость, сокращения пенсионеров. С творчеством стало сложнее. Пришлось выбирать.
- Как по-твоему, к чему приведёт оптимизация культуры, происходящая в разных регионах, включая наш?
- Судя по тому, что происходит в стране в этой сфере, культура, духовность не нужны. Сколько можно таскать по всем каналам и программам «силиконовые трупы»? Все эти «Песни о главном», «Огоньки» и прочее. Вся страна заточена на перепевание старых песен. Возможно, требуется, чтобы появился перегной, на котором потом что-то вырастет. Судя по тому, что последние 100 лет происходило со страной, нам надо лет 200 сидеть тихо. Жить для себя, для родных. Сколько можно революций и войн?
Хотя есть и такая тенденция: люди перестают жить за забором. Начинают выглядывать и интересоваться происходящим вокруг. Им скучно. Они начали собираться в сообщества. Так как государство перестало организовывать, организация началась снизу. И это очень интересно.
Культуре нужен оберег
- Ты окончил училище культуры, в котором были отделения народников. Сегодня они сокращаются. Это оптимизация или вынужденная необходимость от невостребованности народного направления?
- Как показывают разные фестивали, интерес к фольклору, народным инструментам, народной музыке есть и только растёт. Но для того чтобы расширять его, нужна, опять же, воля государства. Так всегда было. Государство обозначает престижность профессии, и молодёжь реагирует на это. Интерес разбужен. Надо притянуть молодых. Иначе и здесь случится разрыв поколений.
В Домах культуры в районах остались фольклорные коллективы. Но всё пришло к тому, что они просто качают в Интернете минусовки и поют на свой лад всякие модные хиты. Почему так? Возможно, нужен методический центр-координатор, который будет это всё держать.
И, конечно, надо достать на свет божий материалы, собранные в этнографических экспедициях 60 - 90-х годов. Они лежат где-то в хранилищах разных колледжей. Архив прекрасный. Ведь пропадёт, если ещё частично не пропал. Пропадут и музыкальные инструменты. Если на инструменте не играют, он теряет звук, умирает, каким бы чудесным ни был.
«Палачей» - в Шушенское
- В Туле часто слышишь: всё плохо, дороги плохие, чиновники равнодушные…
- Не такие уж у нас и плохие дороги, есть и похуже. В Тамбовской области вообще кажется, что их нет. А вот по части ворчания… Хорошо, спокойнее живут дальше от Москвы. Люди меньше интересуются политикой, наживой тотальной. Они ближе к земле. А земля имеет свойство успокаивать.
Попал недавно на Украину в майданский перетряс. Хохлы меня просто заклевали. Каждый требовал принять ту или иную сторону. Все разговоры - о майдане, о политике и политиках. Все заведённые, носятся, орут. Я старался подальше от них держаться.
Когда прилетел на Алтай, я уже, как и они, эмоционально начал что-то рассказывать о том, что там происходит. Размахиваю руками, кричу. А алтайцы смотрят спокойно так: «Да? Ну и ладно…» Я два дня походил, походил и успокоился, тоже сказал: «Ну и ладно!»
- А как ты относишься к участникам митингов на Болотной?
- Оппозиция, которая начинает с вывешивания в Интернете списков тех, кого она расстреляет, когда придёт к власти… Что за бред? Вы ничего не можете предложить, ребята, но уже знаете, кого будете расстреливать. Ваша дорога в палачи? В Сибирь их, как декабристов, и пусть народ грамоте обучают. В Шушенское, как Ильича.
- Борис Гребенщиков вновь запел вещи с политическим окрасом. Фёдор Чистяков «апгрейдил» песню «Родился на улице Ленина», проведя параллель с сегодняшними временами. Идёт политизация рок-н-ролльного социума?
- А как иначе? 29 декабря рвануло в Волгограде. Я кинулся звонить знакомым. Никто не ответил сразу, и было очень страшно. Мы сейчас готовим концертную программу к эфиру на «Нашем радио». У меня возникло сильное желание вспомнить свою старую песенку «Всадники Мордора», где «опухла от запоя жмурконтора, благословляя сторченый ислам». Она вдруг стала опять актуальной. И опять государство ни за что не отвечает. И опять люди брошены. И вот когда это понимаешь, тебя «догоняет». Отсюда и политизация.
- Что ещё тебя догоняет?
- Расширение столицы. Хочу, чтобы большая жизнь происходила не только в Москве, а во всей стране. Ведь дальше Красноярска с гастролями почти не ездит никто. То есть у нас полстраны остаётся вне культурного поля вообще.
А где совесть?
- Несколько лет назад столичный галерист Марат Гельман приехал в Пермь с культурной революцией. Понаставил странных скульптур за большие бюджетные деньги. Пока он «хороводил» в Пермском крае, пермяки от пережитого культурного шока то и дело выходили на митинги…
- Ну можно всё свести к истории с туземцами, которые всё золото мира отдадут за блестящие стеклянные бусики. Надо фильтровать подходы. И если Пермь защищает своё культурное пространство, то туляки давно его сдали столице. У нас уже ничего своего не осталось.
- Интересно, а что было такого, чего сейчас нет?
- Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам - дело прошлое. Надо на месте кладбища построить торговый центр - он будет построен. Нет у нас людей, которые бы совестью были народной.
У российской интеллигенции пропало понятие служения народу, стране.
Я думал о тяготах тульской жизни и понял простую вещь: всё так и будет, пока не поставят наконец памятник совести нашего города - писателю Глебу Ивановичу Успенскому. Несколько десятков лет назад заложили камень напротив цирка, и всё. Сегодня устанавливают памятники оружейникам, купцам, а совести города, человеку, который болел за него душой, - нет.
- Правительство пытается поднять самосознание туляков многократным напоминанием о том, что они живут в городе-герое. Это путь куда?
- В никуда. Сверху любовь не навяжешь. Мы перестали гордиться своими писателями. Мы даже забыли, что они у нас были. Деды-оружейники поумирали. Оказалось, что красные директора были последними носителями той мастеровой оружейной культуры. Титаны ушли. Их нет - нет культуры.
- Что делать?
Как-то я проводил экскурсию для группы москвичей. Их интересовала не Ясная Поляна, не музеи. На велосипедах объехали город и были в восторге от домов от улицы Оборонной до Всехсвятского кладбища. Деревянное зодчество XIX века. Ведь мало где подобное есть. Скажем, Белгород после войны практически весь был отстроен заново, многие города - также. А туляки город не сдали, да и бомбили нас мало. Потому нам есть что показать. Вот в это надо и вложиться, на мой взгляд.
А мы… Вот с какой целью флагшток воткнули возле зареченского моста? У нас что, государственный флаг себя так плохо чувствует, что его надо постоянно показывать людям? Мол, ещё жив… У меня такое ощущение, что государство наше боится людей. Даже не боится, а опасается. И пытается всё время напомнить: старший брат наблюдает за тобой.
Ещё тема золотая - развитие экотуризма в нашем регионе. Люди уже так устали от мегаполисов, им хочется на природу, козу погладить, корову подоить, молока из крынки попить, в баньку деревенскую сходить. Однако заниматься экотуризмом - это работа на далёкую перспективу. А у нас все привыкли поскорей да как-нибудь. Либо чуют, что не надолго приходят к власти, либо понимают, что посадят… Поэтому и сосут по полной, не сильно думая о том, что будет после них.
Суровый город
- Перед Новым годом Путин предложил всем вместе прокричать слово «Россия!». Ты кричал?
- Нет. Чтобы убедительно, глубоко кричать «Россия!», надо звать Юрия Шевчука. Просто покричать «Россия» - это казёнщина и бессилие. А людям хочется гордиться страной. Хочется плакать, когда поднимают флаг.
- Туляки не плачут.
- Наш город - суровый. А народ - не злой. Он просто тоже суровый. И чтобы к нему пробиться, надо либо очень много выпить, либо жизнь положить. Тогда он, может быть, с теплом о тебе вспомнит. Хотя это тоже вряд ли…
- Но вас вдруг стали слышать туляки, которые, казалось, совершенно уверовали в то, что нет пророка…
- Да, да, пророка могут только обратно принести. Вот как нас приносят – с российского «Нашего радио». В Туле тоже появились энтузиасты-организаторы концертов, квартирников. Это не радиостанции, не какие-то профильные структуры. Просто активные ребята любители музыки. Театр-студии, небольшие зальчики, квартиры.
Люди приходят на концерт и испытывают эстетический шок. Иногда я делаю специально не очень длинные концерты, чтобы не «взрывать» не подготовленных. Мне как-то в Калуге говорят: «А ты чего всё время поешь? Наши музыканты через пару песен покурить выходят, выпить чего-нибудь. А ты - до конца на сцене».
А мне проще два часа отработать, лишь бы не обрывать энергетическую волну. И люди, когда видят, что человек по-настоящему отдаёт, удивляются, разворачиваются к тебе и «подсаживаются». Они ищут эти ощущения снова и снова. Потому растёт наше сообщество, всё больше людей входит в наш круг.
Мы записали в Туле новый альбом. Кстати, по-настоящему народный альбом. Своих денег не было, народ скидывался на запись, на выпуск. «Наше Радио» предложило провести презентацию альбома у них в эфире. А мы - устроить запись нового, «живого» альбома прямо в студии в онлайн режиме. АКВАРИУМ как-то давал мастер-класс. Они записали «Растаманов из глубинки» в прямом эфире «Нашего радио». А мы хотим таким образом сделать запись полноценного альбома. «О, это круто, - сказали мне. - Вы будете первыми!».
К тому же мы получили приглашение выступить на «Нашествии». Радийщики готовы пробовать ставить наши песни на ротацию. Сейчас вот делаем новые вещи, которые и хотелось бы показать. Они будут звучать, а народ - голосовать за них.
- Мне кажется, что люди сегодня тянутся к твоим ранним песням: таким ещё лиричным, романтичным, душевным.
- Народ догоняет то, что было написано 10 лет назад. Это закономерность. Это я давно заметил.
- Может быть, им уже хочется не только природы, но и музыкального тепла, гармонии?
- По крайней мере, слушатели после наших ранних вещей примерно так и говорят: «У вас такое чистое звучание, такая прозрачная, родниковая энергия».
- Некоторые, увидевшие недавно твой первый и единственный клип на песню «Нити белые», минимальный по видео ряду, лаконичный по сюжету и крайне малобюджетный, говорят – им ужасно он нравится. Вы сейчас работает над новым видеоклипом?
- И он будет оценен лет через 10-12… Мы готовимся к съёмкам двух клипов - на песни «Облако» и «Жесть» в новых аранжировках. Поскольку я видео-картинками не мыслю, дал картбланш Роме Королеву (туляк, работающий в столице продюсером на канале ТНТ). И потом я считаю, что каждый художник имеет свой взгляд. Чего я буду вмешиваться? Другой увидит другое – сделает своё. Пусть все цветы цветут. Сценаристы мне уже рассказали, что будут меня гонять по морозу полуголым сначала, а потом утопят в речке.
- Тебе в речке зимой – не страшно. Ты ж купаешься в проруби, в холодных морях… А спортом занимаешься?
- Нет, я занимаюсь огородом. И не понимаю, зачем тягать какое-то железо, когда привезли три машины дров и их надо рубить. Вот так целое лето рубил. И пользу приносил, и физически хорошо. А холодная вода – чистый восторг, адреналин. Где холодная природная вода есть – там мне ништяк. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, а не какая-то Единая Россия.
- Ходишь в Крещенскую ночь в Центральный парк, где устанавливают купель?
- Нет, массовые забеги в рай – это не для меня. Мы идём своим путём. А на Крещение я был в Дедилово, окунулся в святой источник Гремячий.
«Я сам себя боюсь»
- Дим, не деликатный вопрос. Почему ты всегда на снимках запечатлен, корчащим страшные рожи?
- Мне один профессиональный фотограф сказал: «Тебя нельзя фотографировать, тебя надо снимать в кино. У тебя такая быстрая мимика…».
- А мне кажется, ты просто боишься фотокамер. Тебе проще «закрыться» этими рожами…
- Боюсь. Плюс уже хочется кричать: «Люди! Отстаньте от меня после концерта!». Хороший концерт – это тяжелая физическая работа. Ты просто весь мокрый, потный, ничего не соображаешь, находишься в прострации. Надо время, чтобы остыть. А тут тебе: «Можно с вами сфотографироваться?»
- Ты сам-то себя на фотографиях не боишься?
- Иногда бывает очень страшно. Реально глаза безумные, не здешние. Но люди тебя берут тепленьким, а тепленький ты - безвольный. Лепи, что хочешь.
- Ты полтора года не играл электричество. Зачем тебе опять все это?
- Одному скучно ездить на гастроли. Элементарно поговорить не с кем. Общаться с незнакомыми людьми я не всегда люблю. Обычно в поезде я бесконечно сплю и ем.
Опять же, один на сцене ты сидишь, как голый. Никто тебя не прикроет. И физически играть одному гораздо сложнее. А появляются разные музыканты, и появляются новые краски. Материал становится убедительным, объёмным, легким. Это здорово. Именно так мы сегодня и звучим.
Где Дмитрия Мулыгина «тепленьким» взять
31 января в 21.00 группа будет играть в прямом эфире «Нашего радио». Можно слушать, можно смотреть в интернете в реальном времени, задавать вопросы и оставлять свои комментарии.
В Туле пройдёт презентация альбома: 8 февраля в 19.30 у друзей группы, в салоне-магазине «Бастон» на Пролетарской 39-В.
Внимание!
Редакция «АиФ в Туле» и Дмитрий Мулыгин объявляют конкурс, победитель которого получит приз – новый альбом группы ВОРОН КУТХА - «Левит».
Путь к победе лежит через ответы на три вопроса, заданные Дмитрием. Надо просто первым правильно на них ответить до 7 февраля, прислав их по электронному адресу: tula-aif@yandex.ru
1. Когда был первый концерт группы в эфире «Нашего Радио»?
2. На каком лейбле издана большая часть альбомов группы?
3. В какой стране был записан первый концертный альбом группы «Исход»?
Пресса о группе ВОРОН КУТХА
ВОРОН КУТХА – это один из самых интересных экспериментов с русской псевдонародной культурой: объектом экспериментирования и творческого осмысления в данном случае является не музыка, а текст. В результате славянские поэтические мотивы ложатся на жесткое современное звучание – слушается это куда лучше, чем современные стихи на мотив частушек. Кроме того, Мулыгина отличает чувство меры – русская народность стихов скорее подразумевается, чем артикулируется. А минималистические аранжировки с заходом ненадолго в психоделику делают картину законченной.
Журнал «PLAY»
Песни сказочные, славянские, корневистые, грозные и красивые, как буйно заросшее цветами и травами поле, хорошо спетые, с понятными, не навороченным языком написанными текстами, с незаемной русской удалью.
Журнал «FUZZ»
Умные, серьезные тексты, которые вряд ли потеряют свою выразительность, даже лишившись аккомпанемента; музыка, в равной степени не похожая ни на хрестоматийные стандарты, ни на модный новодел: смесь жесткого рок-н-ролла с фолком, акустической гитарой с безумными скрипичными запилами. Это красиво, живо, интеллигентно, актуально.
Журнал «FUZZ»
«… некто ВОРОН КУТХА из Тулы и его «Заповедная» песня, пронзительнейший образец 100-процентной русскости, изящного бардовства и небывалой чистоты звука, — так и просится в национальные шлягеры.»
Журнал «PLAY»
Мир этой группы замечательно многогранен – чистейшая, прозрачная лирика органично сочетается с музыкальной и текстуальной жестковатой монументальностью, переплетаясь с заводной, чуть ерничающей, размашистостью. Плюс многоплановый вокал: то с отчетливо нервической основой, то трепетно нежный, то завораживающе объемный.
Журнал «FUZZ»
В музыке ВОРОНА КУТХИ появилось новое измерение, которое без труда поднимает его над общим уровнем.
Андрей Бурлака, редактор «Rock-n-roll.ru