26 февраля исполнилось 155 лет со дня рождения надежды Крупской — русской революционерки, жены Владимира Ульянова (Ленина), педагога, заместителя народного комиссара просвещения РСФСР.
Предпосылки к мыслям о том, что названо «переворотом в образовании», у Крупской возникли, судя по всему, ещё в детском возрасте. До 11 лет она училась в обычной женской гимназии, но тамошние наставники довели девочку до нервного срыва. И тогда родители перевели её в частную гимназию княгини Оболенской, где была совсем другая атмосфера: «Никто на нас не кричал, дети держали себя свободно, были дружны между собой, и я со многими подружилась. Учиться было очень интересно».
В выпускном классе Крупская написала письмо Льву Толстому с просьбой принять её в виртуальную команду добровольцев: «Многоуважаемый Лев Николаевич! Вы, в Вашем ответе на обращение к Вам тифлисских барышень с просьбою о деле, говорите, что у Вас есть для них дело — исправление насколько возможно книг, издаваемых для народа Сытиным. Может, Вы дадите возможность и мне принять участие в их труде? Я знаю, что дело исправления книг, которые будут читаться народом, дело серьёзное...»
Толстой просьбе внял и выслал Крупской книгу Дюма «Граф Монте-Кристо». 18-летняя Крупская сравнила её с оригиналом и выправила, что при её блестящем знании французского языка вполне естественно.
В музее-усадьбе «Ясная Поляна» факт переписки подтвердили: «На письмо Н.К. Крупской от 25 марта 1887 года по поручению Льва Николаевича Толстого ответила Татьяна Львовна Толстая». Однако, в фонде музея нет ни письма Н.К. Крупской, ни ответа Т.Л. Толстой. В Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве нам показали архивную запись, подтверждающую акт переписки Крупской с Толстым, которых, как известно, объединяла педагогическая деятельность. Лев Николаевич обучал грамоте крестьянских детей, а Надежда Константиновна участвовала в одном из важнейших проектов Советской власти по ликвидации безграмотности.