Ирина Петровна Дьячкова вырастила несколько звёзд отечественной сцены. Её «птенцы»: приглашённый солист Большого театра и театра Новая опера, победитель конкурса им. Глинки Константин Сучков, лауреат международных конкурсов, аспирант в Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского Григорий Мурашкин, выпускница этой же консерватории, лауреат международных конкурсов, преподавательница в училище им. Даргомыжского Елена Журавлёва.
Никто их там не ждёт
«Только что исполнилось 45 лет моей педагогической работы. Я начала преподавать её в студенческие годы , так что, когда училась на 4 курсе, моих учеников из вокальной группы показывали на Казанском телевидении. Выйдя замуж, переехала в Тулу. С тех пор учу тульских ребят», – говорит Ирина Петровна.
Екатерина Дементьева, «Аргументы и Факты в Туле»: Один из самых известных ваших учеников – Константин Сучков…
- Костя - наша гордость, мой любимчик. В этом году в апреле был международных конкурс им. Глинки, где он стал победителем. Это для вокалистов один из самых престижных конкурсов. Теперь он лицо страны, солист Большого театра. Летом он меня навещал, говорит: «Меня пригласили в «Новую оперу» в Москве». Обидно, что в Туле никто не вспомнил, что это наш земляк, что он здесь вырос.
Он пришел ко мне в класс, когда ему исполнилось 10 лет. Я видела, что ему недостает тепла, ласки, мальчик был какой-то забитый. У него даже появилось в речи в случае какой-то неудачи: «Да, я лох». Ради него самого мне хотелось доказать, что он достоин лучшего. Он и сейчас говорит: «Ирина Петровна, я же не выходил из вашего класса, мы занимались пять дней в неделю». Должны были два дня работать, но я любую свободную минуту посвящала Косте. Видела - ему очень важна поддержка.
Я всегда говорю детям: «Вы должны помнить, что сделали ваши родители, без их помощи всего этого бы не было, вы бы с этим не справились». Жить и учиться лет десять в Москве, практически не работая…
Хотя Костя уже с третьего курса летом приезжал, устраивался ремонтировать асфальт. Люди проезжали мимо: «Ой, а мы вашего Костю видели, он там асфальт лопатой кидает». Я с гордостью отвечала: «Да, зарабатывает себе на пропитание в Москве!».
- Вы ему помогали и во время учёбы в столице?
- На первом курсе ему четыре поставили, я была на экзамене, слушала. Идём домой к метро. «Вот, вы меня хвалите, вы мне всегда пятёрки ставили, а здесь четыре с плюсом, даже не пять с минусом», - говорит. Отвечаю: «Кость, у них такой порядок. Пятёрку по специальности можно получить только на четвёртом курсе, редко кто на третьем получит. Потому что с пятёркой по вокалу вы имеете право поступать в консерваторию. Ты хочешь, чтобы тебе сейчас уже поставили пятёрку? И успокойся – только тебе поставили четыре с плюсом». А он всё недоволен: «Но ведь не пять с минусом». Я его беру за локоть, разворачиваю и говорю: «Ну не нравится тебе здесь учиться, мало тебе баллов - пошли обратно, заберём документы. Годик ты проучился. Всё попробовал, знаешь, как в Москве жить. Тебя в Даргомыжского с руками и ногами оторвут». «Нет, - говорит, - я буду дальше учиться».
А на третьем курсе он уже был в главной роли студенческого спектакля, с ним они в Италию ездили. Так что да, не всё так просто. Вокальный путь тернистый, непростой.
- Почему?
- Потому что никто их там не ждёт. Я, когда готовлю детей, объясняю: «Здесь вы в музыкальной школе или в лицее - звёзды. Потому что вы в единственном числе. Даже в моём классе таких один-два. А там – все такие». На шесть бюджетных мест принимают шесть мальчиков и шесть девочек. У меня была девочка-меццо, Лиза Кокушева, тоже выпускница этой школы, закончила училище, а в консерваторию испугалась пойти. По ансамблю и по сольфеджио получила «4» в диплом, и решила, что этого мало для того, чтобы быть в профессии. Хотя я до сих пор не согласна. Когда мы поступали, я дождалась, пока вышла одна из членов приёмной комиссии. Нас ведь не пускают в здание, мы ждём на улице. И спрашиваю у неё: «Как Вам девочка из Тулы?». Она, даже не останавливаясь, говорит: «Поступают шесть меццо, ваша – лучшая. К сожалению, больше я ничего сказать не могу, извините». Я говорю вслед: «А мне больше и не надо ничего!». Коль член комиссии говорит, что из шести она лучшая, у меня уже есть надежда, что мы поступим.
Костю я начинала возить на консультации, показывать, ещё в 9 классе. Были разные педагоги. Один, например, говорил: «Вы поступайте, да, мальчик хороший, но подавайте документы не только в наше училище, а в несколько», другой заведующий отделением говорил: «Надо поездить, чтобы я с ним сам поработал». В конце концов я добралась до профессора, к которому на курс когда-то поступили две моих ученицы, это было в 1996 году, и, насколько мне известно, никто из Тулы вообще туда не поступал. Говорю этому профессору, что мне посоветовали Костю отправить с кем-то позаниматься. А он: «Не надо его никому отдавать. Вы способны всё сделать сами, и он уже хорош. И можете попробовать после 9 класса поступать». Но после 9 родители не отпустили, сказали, что он маленький и надо 11 классов закончить.
Не ученик, а мастер
- Как обнаруживается настоящий талант?
- Сейчас у меня есть очень талантливый мальчик Серёжа Новиков, на которого я надеюсь, делаю ставку. У него подростковая мутация голоса, свойственная мальчикам, веду его очень осторожно, почти не выступаем.
Серёжа занимался на днях, я говорю: «Серёж, я уже чувствую, что тебе тяжело», а он: «Нет, Ирина Петровна, я ещё попою». А потом: «Да, что-то мне не очень комфортно». Я говорю: «Вот видишь, ты только почувствовал, а я раньше тебя это услышала». Так что главное – слушать ребёнка. Во всех смыслах.
Я никогда нигде не говорю, мол, вот он талант, не раздаю никаких авансов. Просто отчитываюсь за проделанные результаты за год, какие награды, звания получил. В конце года у нас открытый концерт класса. Голос в любом качестве, любого уровня - всё равно каждый ребёнок выступает.
- А как развиваете талант?
- Я принимаю детей даже с очень скромными данными, но практика показывает, что на третий год обучения любой ученик в моём классе поёт. Но ведь работать надо не только над самим пением. Вот здесь Костя поёт романс «Я вас любил» с оркестром Аленичева (показывает фото). Сколько мы намучались…Он был очень застенчивым мальчиком, на сцене стоял и не знал, как себя вести. Я его ставила вот тут перед зеркалом, становилась сзади, брала за руки и разводила его руки. Потом он на сцене делал так же. Но для него это было преодоление. А сейчас он большой артист. Когда он пел «Джанни Скикки», ко мне подошла его консерваторский концертмейстер и говорит: «Я вас поздравляю, Ирина Петровна. Сегодня на сцене пел не ученик, а мастер.»
Кроме того, когда мы разбираем произведение, я вижу образ. Мы начинаем рассуждать, а что это за образ, почему он такой. Начинаем рассматривать какие-то жизненные ситуации. Одна девочка как-то говорит: «Ирина Петровна, вы не только нас петь учите, но с нами и о жизни рассуждаете, то есть и жизни вы нас тоже учите».
Одну девочку я приняла с очень скромными данным, а сейчас прилично поёт. Я ей однажды даю небольшую ариетту на итальянском языке. Она учит, всё прекрасно получается, исполняет на концерте. В школе вдруг учительница по литературе говорит: «Знаю я, как вы проводите время. Вот, говорите, мы катаемся на велосипедах, поём песни. Всякую пошлятину вы поёте!».
Встаёт моя Вика и говорит: «А вот это как вам?». И поет нашу ариетту на итальянском. Учительница удивляется: «Что это такое?». «А если мы вот такие песни поём? Это тоже пошлятина?», - говорит Вика. Класс зааплодировал. Когда она это мне рассказывала, у меня слёзы даже навернулись. Я говорю: «Вика какая же ты героиня, какая же ты умница, как же ты вообще осмелилась!».
Сейчас у меня третий год учится девочка с церебральным параличом. Первый год ей было сложно пальцы разжать, в прошлом она уже играла правой рукой мелодию и пела одновременно. Это победа. А второе произведение - она выходит к роялю, с улыбкой на лице, сама очень светлая, добродушная, открытая, такая умничка, поёт задушевно, зал её поддерживает.
- Бывало ли, что с каким-то учеником не сложилось?
- Ни разу. Бывало, что ко мне от других педагогов уходили.
Я детей понимаю, а вот родителей не всегда. Если родители Кости, например, по возрасту мои ровесники, мы дети одного времени, поэтому растить тех детей было как своих, то сейчас, кончено, есть разница. Родители сразу: «А на что ты будешь жить? А сколько ты будешь зарабатывать? А где ты будешь работать?». Ко мне 15-летняя ученица пришла после этих вопросов и говорит: «Я даже не знаю, может, мне не стоит этим заниматься». Тогда я начинаю объяснять: «Если ты уже поёшь, поёшь хорошо, берёшь лауреатские звания, хочешь профессию, скажи маме - я буду петь на сцене». На что мама говорит: «Ты не понимаешь, что таких как Костя один на миллион». Тогда ты скажи, что ты именно та, одна из этого миллиона. Или придёшь на моё место в класс и будешь учить, что в этом плохого? А мама говорит: «Если таких, как Костя – один на миллион, то таких, как Ирина Петровна – одна на два миллиона». Тогда, говорю, ты будешь одна на два миллиона. Именно ты. Только добивайся.
Одаривать - радость
- Что заставляет Вас так много отдавать ученикам?
- Я из года в год на каждом концерте говорю, что у меня двое своих детей - сын и доча третий мой ребёнок – все мои ученики. Любой, кто пришел учиться, получит то же, что я дала своим детям - образование, внимание, заботу, любовь. Мама одного мальчика говорила: «У нас нет денег его учить в Москве». Я говорю: «А у меня есть». Я его возила за свой счёт, консультации оплачивала, проезд. Мне кажется, что если даёшь, то и назад получишь. У меня в жизни так и было.
Я себе говорю, что сейчас есть ради кого потратить силы, здоровье, свой профессионализм, есть кому отдать – и это радость. И буду это делать, пока могу. Потому что кого-то я научила, одарила, а кого-то что же проигнорирую? Так, наверное, нечестно, не должно быть так.
Тяжело только – заканчивают учиться дети, расстаёшься с ними – отрезок жизни в 7 лет. Приходят новые ребята, привыкаешь к ним. А тех всегда не хватает. Но они часто приходят, с Днём учителя, с Новым годом поздравляют, рассказываю о себе, они делятся своей жизнью. Это ведь тоже дорогого стоит, когда дети возвращаются.
Смотрите также:
- «Птенцы гнезда Турчаниновой». Как воспитывают будущих знаменитых скрипачей →
- В ежовых рукавицах. Педагог по вокалу о дисциплине в искусстве →
- Юморески любви. Что помогает творческим семьям сохранить брак →