Лезь на горку! Как раньше праздновали Масленицу?

Напраздновавшись и наевшись блинов, народ сосредоточенно входил в Великий пост. © / Роман Солопов / Из личного архивa

Масленица — один из древнейших народных праздников. С этого момента отступала зима, начиналась весна. Заканчивалась сытая и весёлая жизнь, начинался Великий пост. Масленичная неделя была самым любимым, весёлым временем. Подробнее — в материале tula.aif.ru.

   
   

Стенка на стенку

Как и нынче, блины начинали печь с понедельника. Во вторник звали гостей, угощали и вместе отправлялись на улицу кататься с горы. Это было задорно, весело и создавало настроение настоящего праздника. На «лакомки», в среду, тещи упражнялись в блинном мастерстве и звали дорогих гостей — зятьёв. Чтобы любимый зять не заскучал, звали родных. И вновь за столом было весело и празднично. А зятья лакомились с большой охотой и тёщ своих нахваливали на год вперёд.

Но настоящий разгул начинался с «широкого четверга» В середине XIX — начале ХХ века масленичные гулянья в Туле проводились на Казанской набережной реки Упы у кремлёвских стен и в кремлёвском саду. Здесь резвились и радовали публику жонглёры, фокусники и клоуны.

Фото: Из личного архивa/ Роман Солопов

И, конечно, не обходилось без традиционных драк. Это был, своего рода, ритуал. Иначе, вроде и не Масленица вовсе. Причём бились не просто так, а мерились силой. И всё это для того, чтобы урожай был знатным. Для драки находили самое удобное место. Им, тоже по традиции, была река, скованная льдом. Вот и шли «стенка на стенку» жители Заречья и Чулковой слободы на берегу рек Простынки и Упы. Сказать, что азартное зрелище, считай, ничего не сказать, Зеваки, болельщики собирались вокруг, подтравливали, подзуживали бойцов, а те старались и себя показать, и урожай приманить.

В пятницу без тёщ тоже не обходилось. Теперь зятья принимали у себя тёщ. Этот ритуал так и назывался «тёщины вечёрки». Впрочем, про то, пекли ли сами блины зятья, история умалчивает. Но смеем предположить, что блинные угощения всё же готовили их жёны. Но зятьям полагалось быть гостеприимными хозяевами.

В субботу на реке строили снежный городок с башнями и воротами. Одна команда должна была защищать его, а другая пытаться захватить. После взятия городка его «воеводу» купали в проруби.

Воскресенье — прощёный день. С утра — на кладбище, помянуть покойных родителей, попросить у них прощения. На могилах оставляли блины.

А после возили на прощальном поезде из дровень и саней чучела Масленицы. Запрягали его людьми, впереди, по бокам, сзади шли скоморохи, веселили народ песнями, плясками, прибаутками. А потом чучело сжигали, чтобы окончательно проводить зиму.

   
   
Фото: Из личного архивa/ Роман Солопов

Особые традиции, дожившие до 50-х годов прошлого столетия, были и в деревнях Куликова поля. Зафиксировали их сотрудники музея в фольклорно-этнографических экспедициях.

В селе Красном, Прилипках, Татинках соломенное чучело «Масленицы» жгли именно на льду реки. А вот в Ивановке, Монастырщино и Журишках катались с горок, жгли снопы, сооружали костры из соломы и делали соломенные куклы. Но главная забава — катание на лошадях. Отсюда и куликовская поговорка — «Прошли святки — жаль расстаться, придёт Масленица — кататься».

При этом к Масленице требовался свой подход. А ещё её надо было обязательно закликать. Как рассказали куликовцы, дети ходили по дворам, распевали весёлые песни. И вот фрагмент одной из них:

Масленица, лезь на горку,/ Позови к нам ясну зорьку./ А под зорьку — соловейку,/На денёчек, на недельку./Подай, Боже, ключик! /Вясну отомкнути./Зиму замыкати.

Интересно, что в Моховом не ограничивались одной масленичной неделей. На первой неделе Великого поста отмечали «вторую Масленицу». Вот только доедать блинчики не возбранялось, но без молока и сметаны. А в Епифани на Масленицу устраивали качели и ярмарки, куда съезжалась вся округа!

Фото: Из личного архивa/ Роман Солопов

Напраздновавшись и наевшись солнечных, масляных блинков, народ успокаивался и сосредоточенно входил в Великий пост.

Благодарим сотрудников музея-заповедника «Куликово поле» за помощь в подготовке материала.