Исследователь и писатель говорит, что его внимание к провинциальному кладбищу связано с захоронением здесь большого количества талантливых, образованных, неординарных личностей, с одной стороны, и художественно-исторической ценностью надгробий - с другой. В пять томов сборника вошли десятки биографий, научных исследований, каталоги, схемы, комментарии российских и заграничных специалистов.
Разные ценности
«Первое еврейское кладбище в Туле появилось на южной окраине города за городским Всехсвятским кладбищем в конце XVIII века, - рассказывает Михаил Майоров. - В середине XIX века православное Всехсвятское кладбище, открытое в 1772 году (по плану 1848 года это был квадрат размером 32х32 метра, ограждённый земляным валом), оказалось переполненным. Как писал тогда один из чиновников губернского правления, хоронить покойников на положенную глубину невозможно, так как и без того в земле много старых гробов. По окрестностям распространялся трупный запах, возникла реальная угроза эпидемии. Надо было что-то делать».
Сделали. Не мудрствуя лукаво, снесли «пятачок» еврейского кладбища в пользу православных. Останки евреев сровняли с землёй, и право на их захоронения отменили.
Один таки за всех…
Большинство из 213 солдат-евреев, живших тогда в городе, служили в подвижных инвалидных ротах при оружейном заводе. Они хорошо работали, отличались дисциплинированностью и имели доступ к оружию. Многие историки считают это одной из причин отсутствия в Туле антисемитизма.
Когда кладбище закрыли, евреи завалили обращениями воинское начальство. В итоге «еврейское занудство» вынудило заводского архитектора отвести место для «кладбища нижних чинов Еврейского закона» за Чулковской слободой.
К сожалению, сохранилось лишь полсотни надгробий. Многие могилы разграблены, некоторые вещи из них до сих пор находят в разных концах кладбища. Но бывает намного хуже. Например, в Белёве состояние еврейского кладбища настолько ужасно, что его нельзя сравнить даже с помойкой…
Ядром тульского некрополя являются участки семейства Зафренов. В XIX веке уроженец Ковеля тульский раввин Меер Зафрен по принуждению служил в инвалидной роте, но уже там стал «заколачивать деньгу». Женился на чистокровной еврейке на два года старше себя. Когда ему исполнилось 19 лет, супруга родила ему сына. Буквально за пятнадцать лет Меер построил крепкий бизнес и обратил его весь на пользу Туле.
Зафрен был известным меценатом, крупным общественником. Он подарил городу здание будущей средней школы № 1 в Заречье. На богослужениях ему, первому раввину, стелили на улице бархатную дорожку.
Кстати, евреям обязана не только школа № 1. В Туле их деятельность на рубеже XIX - ХХ веков поражает энергией и результатами. Открыли первый кинематограф, привозили зверинец, замостили Епифанский мост (так называемый Демидовский), обустроили первое освещение улиц, сдавали жильё по не самым жёстким ценам и много раз выручали попавших в финансовую яму тульских купчиков, предки которых - Добрынины и Красноглазовы - снесли первое еврейское кладбище…
Людей, носивших фамилии Атлас, Басин, Берлин, Бронштейн, Букштам, Вайнер, Ванников, Гец, Гутнер, Злотников, Иоффе, Кац, Курковский, Лейтейзен, Михайловский, Мунк, Ройзен, Стекольников, Стольцер, Тейтельбаум, Теплицкая, Финкельштейн, Шейнин, Шнейдерман, туляки должны знать. Это лучшие врачи, учителя, музыканты, раввины, фотографы, строители, военачальники, конструкторы, администраторы, пивовары, погребённые здесь и на Мыльной горе…
Без названия
У еврейского кладбища пока нет официального названия. Зато из закрытых тульских некрополей его состояние наилучшее. Восстанавливаются памятники, ограды, дорожки, повешены прекрасные ворота с калиткой. Создан электронный каталог имён и объектов, ведётся архивная работа по всем направлениям, связанным с историей этого места.
Исторический материал - то есть сбитая или разбитая табличка, декоративные металлические элементы, которым нет цены, - делался в основном в еврейских кузницах или на оружейном заводе. Еврейские ограды в большинстве кованые, литых мало, а деревянных нет совсем. По ценности они приравниваются к памятникам. По инициативе семьи Саневичей и р. Ариэля сброшенные надгробия реставрируются с 2004 года. Сегодня здесь установлены мощные ворота и система видеонаблюдения».
В Туле есть две еврейские общины. Но восстановлением кладбища занимается Тульский еврейский благотворительный центр «Хасдей Нешама».
Единодушие людей и энергичность проводимых работ должны обернуться позитивным результатом. Тогда все интересующиеся историей смогут посетить некрополь уже как музей под открытым небом.
Кстати
Михаил Майоров провёл большую работу в Ефремове. Речь идёт о городском некрополе, который был фактически взорван и уничтожен под бульдозер. Автор обнаружил много интересных фактов, связанных с ним. Об этом вышла его книга, наделавшая шуму в Ефремове своей сенсационностью. Но об этом мы расскажем в других номерах газеты.
Смотрите также:
- Почти поступили. Ни льготы, ни золотая медаль не спасли от ЕГЭ →
- ЕГЭ тульские школьники списывали, списывают и будут списывать →
- Где родину искать? О еврейском вопросе и трудолюбии →