За долгую историю чего только не придумывалось и не случалось со школьным театром. В этом году ему исполняется 25 лет. Зрители уже успели оценить постановки «Алиса в Стране Чудес» и «Надежда каждого цветка», а впереди выступление самой взрослой группы со спектаклем по антиутопии Замятина «Мы».
Корреспондент «АиФ в Туле» встретилась с руководителем студии Ольгой Филипповой и побеседовала об объединяющей силе театра, «походах всех видов» и погружении в философию произведения.
Театральный улей
«Я пришла в эту школу в 1990-м году, - рассказывает руководитель театральной студии Ольга Филиппова. – В детстве я занималась в студии «Алый парус» в ДК Профсоюзов и много лет выступала на сцене. Но я никогда не была ведущей актрисой, у меня не было главных ролей, но это для меня и не главное. А основное – это жизнь в театре, на сцене, когда все вместе… Не знаю, как это описать. Могу только привести пример. Бабушка рассказывала, когда мне было пять лет, мы ходили гулять все вместе: папа, мама, я и две мои бабушки. Я бегала между ними, соединяла всем руки и говорила: «Все вместе! Все вместе!». И мне кажется, я всю свою жизнь именно этим и занимаюсь: объединяю людей. И коллектив, и чувство локтя, и знание того, что есть друзья – вот что самое главное».
Ольга Филиппова уверена, что если ты чего-то хочешь и хоть что-то для этого делаешь, то обязательно всё получится. Этой житейской мудрости она учит своих воспитанников.
Когда театр только появлялся, ему придумывали название. Выбирали между «Радуга» и «Пчёлка». В итоге решили остановиться на последнем. Дети решили: «Пчёлка трудится, приносит мёд, и мы тоже трудимся и приносим свои спектакли». А когда младшеклассники подросли, создали отдельную студию – «Образ». Там уже ставили серьёзные, «взрослые» пьесы. Есть ещё и третья группа, где занимаются родители – «Пчёлкины взрослые». Вот такая преемственность.
В Петербург за вдохновением
И маленькие «Пчёлки» действительно много трудятся. На подготовку каждого спектакля уходит целый учебный год. Причём, его сначала ставят на русском языке, потом готовят перевод на французский, поскольку в школе, при которой базируется театр, углубленно изучают этот иностранный язык.
Репертуар выбирает руководитель, обсуждает его с актёрами, и если они одобряют, то пьесу ставят. Костюмы, хореографию, музыку – всё опять же продумывает сама Ольга Викторовна, в шутку называющая себя «разнорабочим». А помогают ей родители учеников.
Готовясь к спектаклю, театралы стараются прочувствовать его атмосферу. Например, для постановки «Я к Вам пишу», созданную по мотивам романа «Евгений Онегин», театральную труппа отправилась в Санкт-Петербург, посетила Царское Село и дачу Китаевой (Вдова придворного камердинера Китаева сдавала часть комнат для постояльцев, а во второй половине проживала вместе с дочерьми – Прим. авт.), где Пушкин с Гончаровой снимали летом дом. «Пчёлки» даже поучаствовали в историческом бале во дворце.
Когда готовили пьесу Блока «Балаганчик», побывали в Музее театра, рассмотрели декорации, написанные Малевичем. Нашли в Музее Александра Блока первые нотные записи, созданные специально для этого произведения. Правда, в нашем спектакле мы решили использовать музыку Шнитке - её звучание более новаторское сейчас.
«Каждый наш спектакль – это своего рода импровизация, - рассказывают участницы старшей студии «Образ» Мария Лазарева и Татьяна Горбунева. - В каждый мы добавляем что-то своё. Обычно выводим какую-то линию и ведём её до конца, даже если автор сам не хотел говорить о ней. Например, когда мы делали спектакль по рассказу Бредбери «Всё лето в один день», то раскрашивали видеоряд прямо во время представления: когда появлялся луч солнца, девушка в зале добавляла жёлтую краску, которую проектор выводил на задний фон сцены. Сами мы были в серых кофтах, а с появлением солнца сбрасывали их и оставались в разноцветной одежде. У Бредбери девочке Марго не удалось увидеть солнца совсем, но в нашей версии она всё-таки выбирается из чулана, где её заперли одноклассники, и застаёт последний яркий луч».
Не сели в лужу
«Если говорить о том, какой спектакль самый титулованный, то это, несомненно «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», - рассказывает руководитель театра. – С этим спектаклем мы побывали на четырёх фестивалях. Первым был интернациональны
Мы замерзли, промокли, но выступили достойно. А мне, вместе с мамой одной из девочек, до четырёх часов утра пришлось отстирывать детские майки и джинсы».
Пчелиное братство
Также участники театра несколько раз в год собираются походы: в Карелию, Жабынь, на археологические раскопки – география мест обширна. Там юные актёры учатся ответственности и самостоятельност
Ольга Филиппова никому из своих учеников не советует поступать в театральный.
И год за годом подросшие «пчёлки» приходят на майские выступления в родную школу, чтобы снова почувствовать себя частью большой и дружной семьи.
Смотрите также:
- В костюмерной драматического театра хранится более пяти тысяч уникальных костюмов →
- Движения со смыслом. Актриса о красивом хобби и театре без слов →
- Кино или театр: что выбрать? →