«Трудно быть богом»: Светлана Кармалита представила фильм в Ясной Поляне

Юлия СИНЮТИНА / АиФ-Тула

Фильм, о котором много говорят, но плохо его понимают – «Трудно быть богом» - был представлен в Ясной Поляне вдовой режиссера Алексея Германа Светланой Кармалитой. Те, кто его уже видел, поймут, почему к концу трехчасового сеанса половина собравшихся безвозвратно покинула свои кресла. Но корреспонденты TULA.AIF.RU остались и нисколько не пожалели об этом.

   
   
Фото: АиФ-Тула / Юлия СИНЮТИНА

Лёшечка – так называет Алексея Германа его жена, представившая его последнюю и самую кропотливую работу в Доме культуры Ясной Поляны в эти выходные. Светлана Кармалита рассказала, каким был ее муж, как он работал, и призналась, что сама не всегда понимала его творческие идеи.

Мировая премьера картины состоялась на Римском кинофестивале 13 ноября 2013. Алексею Герману посмертно присудили премию «Золотая Капитолийская волчица» за вклад в киноискусство. Над фильмом «Трудно быть богом» Герман старший вместе со своей женой работали последние 14 лет его жизни. Работа была тяжелой, трудоёмкой, ведь это черно-белое кино.

«Цветного кино он не снимал, кроме одного раза, - рассказывает сценарист фильма и жена режиссера, - первая его картина была военная, а война цвета не имеет. Точно так же в этом был убежден Константин Михайлович Симонов, наш большой друг и очень талантливый писатель. Но это – журналистское объяснение. Ведь на самом деле нет белого цвета, нет черного цвета.

Правда, один раз цвет появился. Когда дали возможность снимать кинокартину «Мой друг Иван Лапшин», и когда подавали документы, то картина была объявлена полнометражным художественным цветным кинофильмом. И вот картина себе снимается, давно сидим в Астрахани, и вдруг кто-то говорит: «Леш, послушай, мы же обязаны снимать цветное кино». А он снимает черно-белое. А так нельзя: если в договоре цветное, он обязан снимать цветное. А что делать, если, во-первых, не хочет, а во-вторых, половина картины уже черно-белая? Тогда Леша сказал: «Что же, хорошо, снимем пару сцен». И там действительно есть несколько маленьких цветных кусочков. Я до сих пор с удовольствием читаю соображения кинокритиков, почему в картине есть цветные кусочки: аргументы ошеломительные».

К музыке в кино режиссер тоже относился своеобразно, использовал только при острой необходимости, поэтому в «Трудно быть богом» художественной музыки нет, но есть несколько фрагментов, когда главный герой (роль играет Леонид Ярмольник) исполняет мелодию на небольшом духовом инструменте.

Фильм очень детальный, смотрение непростое, нужно думать, понимать, осознавать, принимать и снова думать. Все предметы и элементы в кадре важны и тонки.

   
   

«Мне часто задают вопрос: что Алексей Юрьевич предполагал, что думал? А я не знаю. Я знаю все: мы не расставались 24 часа в сутки, но я всё равно не могу этого понять. Обратимся к картине, которая будет показана сегодня.

Снимали очень длинный кадр: герой приехал во дворец короля, и идет в его опочивальню, всего лишь. Всё отрепетировано с актерами второго, четвертого, пятого плана, с оператором, всё поправлено художниками. Десять тысяч раз проверен весь реквизит, потому что ни одна вещь не могла оказаться на съемочной площадке без того, чтобы она была утверждена, даже часто подписью на бумаге, Лёшей. Ни одна посторонняя вещь не могла попасть в кадр. Ни один неутвержденный Лёшей человек, а вы увидите, сколько людей одновременно в кадре, не мог туда попасть.

Но всё хорошо. Хорошо играют актеры на репетициях, всё замечательно – не снимает. День не снимает. Второй день не снимает. Опять прогон, опять посмотрели. И задача уже не в том, чтобы отрепетировать, а в том, чтобы не забыть, что было сделано вчера. Но он и третий день не снимает.

Фото: АиФ-Тула / Юлия СИНЮТИНА

Первой не выдерживаю я. Хотя группа у нас старая, отношения в ней дружеские, но как-то я ближе и крик выношу спокойнее, и знаю, что всё пройдет, всё равно вечером придет, ужинать будет, договоримся. И я говорю: «Лёшечка, миленький, ну почему не снимаем? Подумай, всё же так хорошо, посмотри, кадр сложился». Не снимает.

И вдруг он говорит: «Сбегайте на базар, купите мне белые розы». Мгновенно приносят белые розы. Он дает розу герою, которого играет Лёня Ярмольник, дает розы придворным. И на этом проходе они здороваются белыми розами. И дальше по ходу картины цветы ещё появляются. Это государство украшает себя цветами. Как это может прийти в голову, как это может родиться – я не знаю».

Все законы, которые соблюдаются в кино и когда-либо нарушались Алексеем Германом – все они собрались в картине «Трудно быть богом».

Светлана Кармалита считает, что кино самоценно, и даже без озвучивания может рассказать больше, нежели при наличии развернутых диалогов. Поэтому прием невнятных диалогов в фильме, где отчетливо слышны только голоса главного героя дона Румата Эсторского и закадрового повествователя, оправдан подробной изобразительной историей.

Фильм, по словам сценаристки, не был рассчитан на кассу. Фото: АиФ-Тула / Юлия СИНЮТИНА

Уловить сюжет фильма при первом просмотре довольно трудно – нужно заранее знать содержание и основные событийные узлы. Действие разворачивается на планете в отдаленном будущем, где всё живет глухим средневековьем. Здесь работают наблюдатели-земляне. Их задача – подправлять ход событий, направить общество по гуманистическому пути развития и не нарушать при этом естественный ход истории. Им нельзя вставать на чью-то сторону, убивать. Но главный герой, дон Румата Эсторский, не выдерживает, когда в городе Арканаре захватывает власть «чёрное братство», свергнувшее «серых», таких же отвратительных, но не столь кровавых. Румата берётся за меч, чтобы покарать злодеев и спасти от гибели местных «книгочеев». Он нарушает все закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс, и перестает быть просто наблюдателем.

Светлану Кармалиту не удивило то, что многие покинули просмотр. Фильм уж слишком элитарен. Некоторые детали даже в номинативном виде страшно или противно упоминать. Но всё это работает на идею и восприятие. Фильм, по словам сценаристки, не был рассчитан на кассу. Но история его проката «замечательная». Фильм полюбился европейским зрителям: «В Роттердаме, например, вообще более любят наше кино, поэтому большее количество людей осталось, и разговаривали, обсуждали». И в Ясной Поляне тоже обсуждали. Вдова режиссера исчерпывающе ответила на все вопросы аудитории.

Владимир Толстой на показе фильма в Ясной Поляне. Фото: АиФ-Тула / Юлия СИНЮТИНА

Своим взглядом на фильм с корреспондентами TULA.AIF.RU поделился Владимир Ильич Толстой: «Перед этим я видел фильм дважды. В первый раз, ещё когда не было звука. Второй раз – на фестивальном просмотре. Фильм обсуждался, много говорили о нем. А в Ясной Поляне сложилась такая публика, которая ждет встречи с наиболее яркими и спорными явлениями современного кино. «Трудно быть богом» - один из самых спорных фильмов. Рад, что Светлана Кармалита согласилась приехать, показать этот фильм здесь, встретиться, пообщаться. Она очень глубокий, тонкий человек. Мне кажется, что общение с ней по-другому позволяет смотреть на сам фильм».

Смотрите также: