День, когда мертвые встают. Интересные факты о Красной горке

Елена Иванова / АиФ

В этом году 23 апреля отмечается Красная горка. Это народное название первого воскресенья после православной Пасхи. В разных местностях название может быть разным: и Фомин день (Иисус явился Фоме неверующему), и Антипасха.  Tula.aif.ru выбрал самые интересные факты о празднике из отчетов этнографических экспедиций, проходивших в Каменском, Куркинском и Богородицком районах Тульской области.

   
   

Свадьба с пикником и яичницей

В ряде мест Тульской губернии в старину Красная горка считалась девичьим праздником. Это связано с тем, что в дореволюционной России в этот день традиционно праздновалось много свадеб, потому что с него, впервые с начала Великого поста, церковь возобновляла проведение венчальных обрядов.

Считалось, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни. Если в селе была свадьба на Красную горку, то праздничные игрища и свадьба сливались в одно общее веселье.

В этот день было принято катание яиц с горки, (если не разобьется, докатившись до низа холма, человека бросившего яйцо ждет год удачи), битье яиц (побеждал тот, у кого яйцо от удара по другому не треснуло), игры.

Молодежь устраивала совместную трапезу в лесу или в доме, причем главным блюдом была яичница.

Гулянья проходили на деревенской улице, на площади или за околицей деревни. Каждая девушка и каждый парень, достигшие брачного возраста, обязательно принимали участие во всех деревенских праздниках и молодежных развлечениях. Уклонение от участия в них порицалось общественным мнением, вызывало насмешки сверстников и даже рассматривалось как большой грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством.

На стыке православия и язычества

Ученые отмечают: вера в чудесное воскрешение Иисуса Христа в пасхальные дни в народе распространяется и на возможное воскрешение всех усопших.

С другой стороны, в  традиции праздника чувствуются отголоски древнейших поверий, согласно которым мир мертвых слабо отделялся от мира живых, и усопшие имели свои собственные праздники,  как отголосок праздников живых людей.

   
   

До наших дней дошло поверье с языческих времен, что «на Красную горку все мертвые встают, Богу молятся и говорят: «Наш праздник теперь».

Подобное поверье, связанное с Красной Горкой, встречается не только  в Тульской области, но и в других, весьма удаленных от нас регионах. Например, в Сибири.

Мертвецкий вторник и табу на работу

Красная горка входит в комплекс пасхальных дней, когда грань между миром мертвых и живых стирается.  Так, за четыре дня до нее, в первый вторник после Пасхи отмечается особый поминальный день, Навский. Само его название от слова «навь», подземный мир, отсылает к языческому трехчастному делению мира (Правь — обитель богов, Явь — мир людей, Навь — загробный мир)

Этот вторник в Тульской губернии носил носит названия Навские/Большие/Красные Родители. И этим туляки отличаются от общерусской традиции, где праздник называют преимущественно Радуница. В этот день принято посещать  могилы усопших,  устраивать поминальный пир на могилах  с продолжением в доме родственников покойного.

Этнографы записали, что в ряде тульских деревень, например, Красное,  Исаковка, Журишки в Навский день поминали помимо прочих покойников  «неправедно усопших», то есть, самоубийц, а также «опившихся» или  умерших без покаяния. По мнению жителей в этот день все подобные грешники получают прощение от Бога.

Подобная традиция зафиксирована у украинцев и белорусов, которые отмечают, как правило, четверг Пасхальной недели либо последний четверг Великого поста, называя его «Навский велик-день», «Мавський велик-день», «Мертвецький велик-день».

В этот в тульских деревнях соблюдалось особое табу – запрет на домашние работы во избежание болей в руках.