На Петербургском международном экономическом форуме стало известно, что «Золотое кольцо России» расширят. В проект вошли Московская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Тульская, Ярославская, Костромская, Рязанская и Тверская области. Они образуют кольцо вокруг столицы.
По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, культурно-познавательные экскурсионные туры пользуются большой популярностью у россиян, уступая лишь пляжному отдыху.
«Ростуризм начал работать над мастер-планом нового бренда. В его рамках создадут условия для строительства отелей. Помимо этого будет выстроена удобная логистика, позволяющая туристам комбинировать поездки по Большому Золотому кольцу так, как им нужно».
Таким образом, появится новая сеть межрегиональных маршрутов. Кроме того, в каждой области власти займутся обустройством старых и созданием новых туристических объектов, а также всей инфраструктурой – отели, транспорт, заведения питания, логистика.
По проекту, стандарт качества обслуживания туристов в разных точках маршрута должен быть общим.
Чем удивлять станем?
«Вопрос о включении Тулы в «Золотое кольцо России» не нов. Об этом ходили разговоры ещё в советское время, - рассказывает главный редактор интернет-издания «Тульские бренды» Ольга Вострикова. - Наш регион имеет такое мощное историко-культурное наследие, что просто не может быть неинтересным для туристов. Приезд в наш город большого количества гостей – это ещё и стимул для культурного развития туляков. Стыдно не знать своей истории, когда ею интересуются люди из других регионов и стран. Самый сложный, на мой взгляд, вопрос: не «что показывать?», а как из огромного массива выбрать наиболее эффектное, и главное – то, что заставит туристов вернуться на тульскую землю, чтобы провести здесь уже не один-два дня, а, например, неделю. Думаю, надо делать акцент на нашей охватывающей столетия мультибрендовости, давно и органично вписанной в отечественную и мировую историю.
«Не стыдно теперь в гости людей приглашать из других городов и стран», - фраза, которую можно услышать от каждого второго туляка. Преобразившаяся набережная, кремль и потихоньку «оживающая» улица Металлистов спасают положение в любое время года. Но центр – это ещё не весь город. «Сердце» подлечили, а как быть с другими «органами»?Вряд ли турист, приехав в оружейную столицу и идя от центра до гостиницы или в кафе не заметит мало ухоженный Денисовский переулок, а если пойдёт в другую сторону, то квартал полуразрушенных деревянных домов (улицы Тургеневская, Жуковского, Пирогова) точно оставит его под впечатлением.
А вот с «лёгкими» города всё не так неплохо – парки приводят в порядок, организуют аттракционы, делают велодорожки и спортивные площадки. Число бегунов растёт с каждым днём и отдых на свежем воздухе стал ещё более комфортным.
А зачем?
Значимых, исторических, красивых и интересных мест в регионе действительно много. Тульский туризм не стоит на месте – федеральные музей завлекают новых гостей не только интерактивными экспозициями и современными технологиями. Сегодня музейщики подходят к вопросам комплексно – они предлагают и номера для отдыха, и гастрономические изыски, характерные только для определённой местности, и детские развлечения.
Более мелким хранителям истории приходится менее сладко, поэтому зачастую они становятся частью маршрута по пути к крупному музею. В перспективах региона – развитие сельских музеев в районах.
Получается, что в области можно создать своё кольцо. Если посмотреть на карту, то три основные точки у нас уже есть – Щёкинский район с Ясной Поляной и Крапивной, Заокский район с музеем-заповедником Василия Поленова и Кимовский район с музеем купеческого быта в Епифани и Куликовым полем. Там же, рядом ещё и Богородицкий дворец с прекрасным преобразившемся парком.
«Зачем Туле становиться частью «Золотого кольца», превращая это кольцо в обширное пятно, захватившее всю Россию? Может лучше придумать что-то своё, уникальное, своё кольцо или круг, - размышляет краевед Сергей Демидов. – Развивать в регионах туризм – это не расширять до бесконечности «Золотое кольцо». Развивать местный туризм – это, прежде всего, найти в нём такие уникальные и неповторимые объекты, придумать свои бренды и названия, создать такие туристические продукты, которых нет нигде».
Что думают туляки?
Иван Гусаров, менеджер: Вхождение Тулы в большое кольцо России сулит более активное развитие региона, как в инфраструктурном, так и в туристическом плане. Можно ожидать облагораживания региона в целом, как бы не возникло соблазна «распилить» большое количество бюджетных средств. Тут нужен должный контроль сверху.
Владислав Волошин, спортивный корреспондент: Есть примеры успешных кейсов, где городам действительно удавалось построить туристическую отрасль. Что касается Тулы, при всей любви к ней, при том, что многое изменилось в лучшую сторону, то ресурс практически исчерпан. У нас есть два центра притяжения туристов - Ясная Поляна и Музей Оружия. Может быть, Кремль и набережная с недавних пор.
В то, что у нас скоро будут толпы туристов, я не верю. Море, горы, Байкал (для тех, кто побогаче) останутся традиционными туристическими направлениями. Те, кому интересна история, поедут по Золотому кольцу, как и раньше.
Создадут около сотни рабочих мест – это хорошо. Может даже восстановят что-то из совсем развалившегося: Синагогу в Рязани, речной вокзал в Твери, а у нас – ворота усадьбы Ливенцевых, находящиеся недалеко от кремля.
Это всё хорошо, но туристической Меккой мы не станем.
Александра Владимирова, замдиректора Молодёжного центра: «Золотое кольцо» - бренд. Мне кажется, многократно должно увеличиться количество иностранных туристов. Заграничные туристы мотивируют музейщиков «качать» сервис и иностранные языки. Финансовый приток в регион увеличится.
Что показывать? Да всё. Создавать много интересных и качественных программ, водить не только на «причёсанные» экскурсии, но и по «заброшкам», например в усадьбы фон Мекка. Развивать надо и событийный туризм – рассказывать гостям, что после дневной экскурсии они могут расслабиться в культурном центре «Типография» или посетить «Газон».