Более 20 картин с изображением кремля в разные годы представлены на выставке в атриуме. Все полотна — из фонда Тульского музея изобразительных искусств. А в витринах — уникальные предметы декоративно-прикладного творчества, так или иначе связанные с историей города и его «сердцем».
Решение о создании музея «Тульский кремль» принято 23 июня 1988 года, учитывалась его особо важная роль как памятника градостроительства и архитектуры республиканского значения. Сегодня это не только историко-архитектурный ансамбль, куда входят памятники XVI — XIX вв., но и огромный музейный комплекс с экспозициями и выставками, новыми локациями на территории крепости, открытыми в 2020 году к 500-летию Тульского кремля: осадные дворы, демонстрационный павильон «Археологическое окно».
У каждого он свой
«Кремль — удивительное место. У каждого он свой и свои воспоминания, связанные с ним», — считает заведующая музеем Елена Зыкова. Ей самой, например, импонирует одна из центральных работ — «Осенние дожди. Тульский кремль» Бориса Вагина.
«Даже в дождь кремль красив. Настолько она проникновенна и притягательная для меня», — говорит Елена Герольдовна.
А наше внимание привлекает другое полотно. Картина «Дни и ночи обороны Тулы» написана Борисом Вагиным в 1980 году. Фиолетово-чёрное полотно пронизывают белые лучи прожекторов. За привычными нам сегодня стенами кремля расположены непривычные для нынешних туляков зенитки в сером дыму. Этот кремль драматичный, тяжёлый и мужественный.
Борис Иванович — сам участник Великой Отечественной войны. Он родился в Туле в семье потомственных оружейников в 1920 году. В октябре 1941 ушел на фронт. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью «За отвагу». Вагин работал чертёжником в штабе дивизии. В сентябре 1943 года был контужен. После войны вернулся в родной город и продолжил творить. Его любимые мотивы были связаны с кремлём.
Но не все из них мрачные. Например, посетителей школьного возраста привлекает работа под названием «Праздник в Туле», написанная в 1973 году. Светлые мягкие краски, танцующие пары со стороны площади Челюскинцев (ныне — Крестовоздвиженская). Но главное, что интересно школьникам, — памятник красноармейцу, который стоял здесь до 1989 года.
История началась ещё в 1934 году, когда на этой площади снесли храм во имя Воздвижения Креста Господня. Тогда-то площади и дали имя Челюскинцев — после встречи в Туле участников героической арктической зимовки. В 1935 году новый архитектурный ансамбль был закреплён фигурой красноармейца в памятнике Труду и Обороне. Первоначально он состоял из пяти фигур: кроме самого красноармейца, это были барабанщица, девушка с поднятой рукой, студент с глобусом и пионер с горном. В 90-е годы на постамент водрузили бутафорский самовар, а теперь туляки и гости наблюдают на этом месте фонтан.
Иначе выглядят картины Владимира Голубова. Ясные, серовато-жемчужные осенние и зимние пейзажи переносят в знакомые дворики, на уютные улочки. Картина «Дорога в Кремль» написана в 2001 году. Она простая и в то же время волшебная. Как будто смотришь в окно морозным утром.
Владимир Павлович родом из Тулы, наверное, поэтому ему удаётся так ненавязчиво создать сказку его родных мест. Он окончил Рязанское художественное училище и Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. В 1983 году стал членом Союза художников.
Ещё в рамах размещены картины и других выдающихся тульских и московских творцов: мастера лирического пейзажа Михаила Батова, русского импрессиониста Николая Буртова, представителя авангарда Сергея Федотова, работающего в технике масляной и акриловой живописи Павла Ганжи.
Говоря о живописи, представленной на выставке, Елена Герольдовна отмечает, что здесь можно увидеть башни и стены кремля с необычных точек, которых теперь уже нет, ведь «город менялся, перестраивался, хорошел».
«Эти картины — срезы действительности», — отмечает заведующая.
Книги, «дышащие» историей
Особое место среди экспонатов занимает чудом сохранившаяся реликвия XVIII столетия — синодик Успенского собора Тульского кремля. Это поминальная книга, в которой хранится список умерших людей, чтобы их поминали во время богослужения. Реликвия не примечательная снаружи — напоминает потертый современный еженедельник, но очень значимая и для музея, и для историков, и для туляков.
«Это фактически овеществлённая память. Скромный, не блещущий какими-то изысками, но при этом очень дорогой раритет, — говорит с трепетом в голосе заведующая. — Рядом с синодиком — рукописное Евангелие 1538 года. Эти вещи дороги для нас потому, что они существовали вместе с кремлём, впитывали его историю, их держали в руках люди, жившие здесь».
К сожалению, многие вещи из Успенского собора утрачены. Остались лишь несколько предметов, среди которых — как раз непримечательный синодик. Как его удалось сохранить при Советской власти — для одних загадка, для других — чудо. Летом 1934 года Успенский собор кремля закрыли и несколько десятилетий использовали под различные склады. Реставрация собора началась через 30 лет.
«Подлинник синодика хранится в краеведческом музее, его нельзя долго показывать — и буквально через неделю мы должны его вернуть», — говорит Зыкова.
Рядом в витрине — уникальный экспонат — девятикилограммовое напрестольное Евангелие 1681 года с серебряным позолощённым окладом. Оно — современник кремля, поэтому занимает почётное место в экспозиции.
«Евангелие входило в сокровищницу Иоанно-Предтечева монастыря, это буквально в двух шагах от восточной стены Тульского кремля. Монастырь связан с его историей — он построен в середине XVI века в память о событиях 1552 года, когда произошла самая известная из осад: крымский хан Девлет-Гирей пытался Тулу нашу захватить», — рассказывает Елена Зыкова.
Тогда хан, усиленный современной по тем временам турецкой артиллерией, получил хорошую трёпку. Туляки сдерживали осаду татар три дня до прихода царской подмоги.
И ещё один экспонат — изящное церковное блюдо 1791 года, некогда принадлежащее Успенскому монастырю, основанному в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче и также располагался рядом с кремлём.
История Тульского кремля — это история людей, которые строили, обороняли его, жили в нём и развивали город за его стенами. Сотрудники одноимённого музея сегодня собирают, хранят и создают историю. Теперь они — постоянные обитатели цитадели, влюблённые в её башни, стены, тайны и легенды. И пусть так будет и 40, и 50, и 100 лет!
Комментарии
Генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин: «Тульский кремль является визитной карточкой региона, привлекающей ежегодно тысячи российских и зарубежных туристов. Желаем вам и дальше хранить и изучать историю самого древнего памятника Тулы. Желаем внимательных и благодарных посетителей и новых открытий».
Замдиректора Тульского государственного музея оружия по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Игорь Пинк: «Тульский кремль — это место, где начинается наш город. Это потрясающий памятник с уникальной архитектурой. Отмечу, то тульский Кремль имеет непосредственное отношение к развитию оружейного производства в Туле. Изначально кузнецы ремонтировали оружия, затем стаи его производит и так появилась отдельная оружейная слобода».