Олег Хафизов. Можно не быть продажной сволочью

   
   

- Молчание "ягнят" в советское время, безудержная, взахлёб, болтовня и крик в перестроечные годы, "прижатые уши" большинства СМИ сегодня. Нет проблем? Всё сказано?

- Это возврат даже не в СССР, а в Российскую империю, в которой всегда существовала цензура и подобострастная, низкоподданническая пресса. В царские времена наша правящая династия считалась богоизбранной и потому не критикуемой и не обсуждаемой. В советские времена цензура оправдывалась защитой коммунистической идеологии, приживающейся во враждебном мире. Но какие основания для "молчания ягнят" могут быть теперь? Почему мы не можем обсуждать наших руководителей, которые каждый день мозолят нам глаза с экрана телевизора? К тому же не то что Богом, народом не избранные.

- Ты не участвуешь в выборах?

- Перестал. Прийти на избирательный участок - всего лишь показать свою лояльность власти. Как в советское время. Только тогда выбирали одного кандидата из одного, а сейчас, грубо говоря, из трёх куч надо выбрать самую маленькую. А я вообще не хочу выбирать кучу ни в каком объёме. Будучи газетчиком, я встречался с разными партийными лидерами. И не заметил ни одной личности, которая бы вызывала у меня хоть какое-то уважение. Даже просто-напросто порядочного человека, на которого хотелось бы сделать ставку. Проблема в том, что в тульскую политику многие идут заниматься личным обогащением. Ведь серьёзное обогащение без политических рычагов невозможно. И в царской империи подобное практиковалось. Но не так нагло и цинично. Брали по чину. То есть, имея что-то, давали жить и другим. Я недавно был в Китае. В отличие от Тулы в их городах есть бесплатные чистые туалеты. В бочках на улицах стоит бесплатная питьевая вода. И всё не понарошку, не для понта делается. И зачем китайцам рассказывать сказки о тоталитарном режиме? Да бог с ним - пусть трижды тоталитарный. Главное, что живётся людям хорошо.

- Наши читатели всё чаще отмечают, что власть в Туле существует за неким частоколом, а чиновники даже не знают, что происходит с другой его стороны.

- Я давно не общался с представителями власти, не знаю, насколько они находятся в теме, но уверен: если бы чиновники хорошо не ориентировались в состоянии нашего города, они бы не знали, где и что украсть.

Они знают, где пустой дом завёлся, который можно забрать, предприятие, которое можно обобрать. Значит, всё-таки они в курсе...

Скоро снесут

фонтаны

- Весной ушёл в отставку мэр, избранный горожанами, нового мэра избрали городские депутаты. Это как-то скажется на жизни туляков?

- Скоро начнут сносить фонтаны. Так уж принято: то, что сделано одним, оно уничтожается другим. Впрочем, всё зависит от личности. Будет мэр считать город своим хозяйством? Тогда туляки будут жить нормально. Будет как сатрап полагать, что ему дали город на некий срок на разграбление... Я путешествовал по многим губернским городам Центральной России. Практически везде чище, приятнее, чем у нас... Почему? Та же политическая система, те же депутаты, тот же менталитет. Я не знаю, кто сегодня стал мэром, но ему предстоит многое сделать, чтобы всё изменить.

- Информирую: впервые в тульской истории мэром избрали женщину.

- Женщины пьют меньше, работают больше. Более исполнительные. А мужчины быстро деградируют. Это даже в школе, в которой я преподаю журналистику, заметно: девочки всё умнее, а мальчики всё никчёмнее и бестолковее.

В исламских странах, я уж не говорю о Европе, дамы бывают президентами, и хуже там от этого не стало. Но и у женщин, мягко говоря, всегда найдутся оппоненты.

- По-твоему, тульская оппозиция - миф или реальность?

- Миф. Чаще всего это популисты, активно нападающие на власть. Шуму от них много, они охотно дают интервью, при случае сливают в СМИ информацию не только о прегрешениях чиновников, но и своих собственных союзниках, которым они при встрече улыбаются, с кем водку трескают, деньги распиливают и создают коалиции. Как говорил герой Василия Шукшина, маленькая блоха злей кусает.

Но цель у многих очевидна - они, не гнушаясь ничем, стремятся к поделённому без них пирогу.

Кто ж им

трибуну даст?

- Говорят, поэт в России - больше, чем поэт. Почему мы не знаем мнение тульских поэтов и писателей о происходящем?

- Недавно премьер-министр Владимир Путин встречался с питерской интеллигенцией. Там присутствовали приручённые интеллектуалы, ратовавшие за защиту птичек, и "непричёсанные" - Юрий Шевчук, Олег Басилашвили, смело поднимавшие важнейшие вопросы. Эта встреча - отрадный случай, показавший: не все ещё у нас ручные. В Туле есть люди, к которым прислушиваются на любом уровне. К примеру, директор музея "Ясная Поляна" Владимир Толстой или директор музея "Куликово поле" Владимир Гриценко. Они обладают весом в масштабе страны. Если они что-то скажут - это будет принято к сведению. Но у них всё хорошо. А кто будет спрашивать членов Союза писателей, которые собираются играть в шашки в каком-то своём закутке. И как прогремит их жгучий, пылающий глагол, кого поразит? Кто им даст слово? А если их случайно и пригласят на трибуну, то они, скорее всего, станут выпрашивать деньги на издание своих книжек.

- Ты написал роман "Дикий Американец" о графе Фёдоре Толстом. Расчёт был на то, что тема вызовет интерес Владимира Толстого, а издание книги привлечёт к ней большее внимание?

- Я не расчётлив. Искал тему для сценария авантюрного фильма. Наткнулся на историю Фёдора Толстого, слывшего большим авантюристом, непредсказуемым эгоцентриком и храбрецом. Однако, имея малый бюджет, снять фильм о нём нереально: нужны корабли, костюмы. А в романе я могу хоть на Марс улететь. Я пришёл к Владимиру Ильичу. Он говорит: "Пиши, а я издам". Правда, когда роман был написан, Толстой к нему охладел: "Это смешно, но не более того". Издавать его он не желал, и я издал "Дикого Американца" в другом издательстве. Члены семьи Толстого отнеслись к произведению с большим интересом и просили презентовать книги.

Город несвободы

- Ты преподаёшь. Чему учишь лицеистов?

- Работа в газетах осточертела. Я испытывал много горьких чувств по поводу того, что надо писать о том, что тебе противно, общаться с людьми, которые тебе не нужны, при этом демонстрируя к ним ложный интерес.

Теперь я с большим удовольствием учу детей хорошо, интересно, увлекательно писать. И через это умение - быть свободомыслящими людьми, какой бы профессией они ни занимались. Людьми, которые не холуйствуют, не думают о заработке ради заработка...

Я хочу им доказать, что вопреки обывательскому мнению журналист вовсе не обязан быть продажной сволочью.

- И что твоим ученикам делать с таким богатством, мешающим движению по карьерной лестнице, росту заработков?

- Да, наверное, я пложу несчастных людей. У меня есть с десяток учеников, которыми очень горжусь. Это настоящие личности. Читатели "АиФ в Туле" знают имена этих ребят, поскольку они публикуются в газете в рубрике "Осторожно! Дети!". Очень мне симпатичен Андрей Бахтин. Не знаю, что из него выйдет, но уверен - это будет очень интересно, необычно и оригинально. Десятиклассница Диана Макарочкина - живой ум, литературно одарённая девушка. Даша Прохорова - талантливая пианистка, училась в училище Даргомыжского и вдруг переквалифицировалась на журналистику. Умудрилась пройти вне конкурса в МГУ на журфак. Красавица и невероятная умница. На ТВЦ работает тележурналисткой Маша Церквина.

- Что тебя беспокоит в нынешнем времени?

- Лев Николаевич Толстой, известный анархист, заметил, что все люди и во все века брюзжат на власть. Но что хуже - сталинский, брежневский, хрущёвский или нынешний режим? При всех много хорошего. При Николае Втором молодые задорные люди кричали, что всё это ужасно, невозможно жить и дышать, и через год, когда пришла ЧК, им было с чем сравнивать "невозможную жизнь". Хотелось бы эволюции, но идёт деградация.

Огорчает и физическое умирание Тулы. В Китае, на Украине столько молодых лиц! А молодые - они по определению позитивны. Они открыты, хотят чего-то нового, хорошего. Они не будут унывать, ворчать, а будут что-то менять. Когда много молодых, то жизнь города и горожан становится лучше, ярче, перспективнее, свободнее.

Смотрите также: