Бурый может стать золотым

   
   

От взлёта

к "началу конца"

С ДОВОЕННЫХ времён и ещё вплоть до 70-х годов прошлого века Подмосковный угольный бассейн на всю страну "гремел" своими достижениями. В то время шахтёрская профессия считалась очень "денежной" и престижной.

Но уже к 80-90-м годам прошлого века шахты Мосбасса были признаны убыточными.Угледобывающие предприятия погрязли во всевозможных задолженностях, ощущали катастрофическую нехватку самого необходимого. Но окончательно "добили" предприятия Подмосковного угольного бассейна не экономические, а политические причины.

В середине 90-х годов по требованию Международного банка реконструкции и развития вместо постепенной цивилизованной перестройки угольной отрасли произошло повальное закрытие практически всех шахт разом. И даже не закрытие, потому что в юридическом понимании это достаточно дорогое мероприятие. Оно включает в себя полное трудоустройство шахтёров и ликвидацию горных выработок с обеспечением безопасной эксплуатации наземной территории.

В Тульской области из 23 шахт, которые считались закрытыми, 19 просто прекратили работу. Для проведения необходимого комплекса технико-социальных мероприятий денег не было. Заброшенные выработки постепенно затапливались грунтовыми водами, становясь полностью непригодными к дальнейшей эксплуатации. О том, чтобы срыть шахтные отвалы и восстановить нарушенную почву, речь уже просто не велась.

На улице оказались 20 тысяч горняков - население десятка посёлков, возникших в своё время вокруг шахт. Изо всей армии безработных шахтёров было трудоустроено... 2309 человек. Остальные пробавлялись за счёт огородов, пенсий престарелых родителей и разворовывания оборудования заброшенных шахт. Но постепенно, догадавшись, что помощи от государства не дождаться, потянулись на заработки в Москву. Практически все проходчики столичного метрополитена, а также сторожа и охранники на предприятиях и в организациях - из Тульской области...

Всё хорошо -

идём ко дну

СЕГОДНЯ вновь ведётся речь о возрождении Подмосковного угольного бассейна. Планируется строить новые шахты в северных районах Тульской области, где есть нетронутые месторождения "бурого золота". Однако этим планам может помешать ряд серьёзных проблем.

Во-первых, угольные месторождения на северной территории нашей области расположены под мощными пластами известняков. А известняки разбиты густой сетью тектонических закарстованных трещин и карстовых зон, буквально напитанных водой.

- Я об этом официально предупреждал ещё в 1988 году, когда строилась шахта "Бельцевская", - говорит Игорь Русаков. - Справиться с прорывами воды из таких природных резервуаров с помощью традиционных способов осушения невозможно. Что и подтвердила судьба шахты "Никулинская", которую попросту утопили, хотя в её строительство было вложено 140 млн. советских рублей. И расположенная неподалёку "Бельцевская" была сдана в строй с прорывом воды из зоны тектонического нарушения. Его так и не удалось ликвидировать, поэтому пришлось закрыть шахту буквально в пусковой период. Её печальная судьба постигнет все шахты-новостройки, находящиеся в аналогичных горно-геологических условиях...

Можно, конечно, в районе строящихся шахт с помощью геофизики, аэрофотосъёмки и биолокации выявить все тектонические нарушения и организовать их грамотное осушение. Но на это потребуются неподъёмные затраты.

Превратить отходы в доходы

- Я считаю, что сегодня вообще нет смысла добывать наш уголь, - говорит Русаков. Он не может конкурировать с газом, на котором сейчас работают электростанции и который уже отапливает большинство городов и сёл нашей области. Тем более что даже добывавшийся раньше уголь не был до конца использован. После его сжигания на ТЭЦ осталось 130-140 млн. тонн золы, и из каждой тонны можно получить примерно на $ 200 ценных продуктов: редкие и цветные металлы, силикатный кирпич, цемент любых марок, коагулянты для очистки питьевых вод и промышленных стоков. Соответствующие технологии давно разработаны...

Получается, что в золоотвалах, которые без всякой пользы лежат на электростанциях, захоронены немалые деньги. И, к сожалению, до сих пор не нашлось настолько заинтересованных и предприимчивых людей, чтобы эти деньги добыть. Областная власть, судя по её бездействию, увы, тоже не испытывает желания получать прибыль от освоения этих пока никому не нужных богатств. А между тем разработка золоотвалов стала бы достойным завершением долгой и славной истории Подмосковного угольного бассейна...

Смотрите также: