Это был очень начитанный человек, много повидавший в жизни и прошедший войну. Он совершенно неординарно преподавал свой предмет. Старался не "вдолбить", а заинтересовать учеников. Он рассказывал нам об исторических событиях так, что весь класс слушал, затаив дыхание, приводил такие факты, о которых можно было узнать далеко не во всех книгах. Умел выстраивать мостик между прошлым и будущим, привязывая исторические события к сегодняшней жизни. Из его рук я впервые получил книгу Солженицына "Один день Ивана Денисовича".
Несмотря на то что он был незрячим, ученики никогда не пытались его обмануть и тщательно готовились к его урокам, потому что глубоко уважали этого человека и его жизненный принцип: "Ничего нет честнее правды!". Были у него и другие принципы, которые он передал своим ученикам: "Если принял решение, оно должно быть осознанным" и "Если хочешь донести своё мнение, ты должен быть сам уверен в нём".
Я часто вспоминаю, как мы всем классом ходили в гости к нему домой и слушали там книги, записанные на магнитофон. Там я впервые услышал полное собрание сочинений Высоцкого.
Бескровная операция
- Учитель, который не просто был любимым педагогом, но и сыграл значительную роль в моей судьбе - Борис Слободсков,- вспоминает Николай Травин, заместитель директора государственного музея-заповедника "Куликово Поле".
Его имя хорошо известно не только в Туле и Тульской области, но и в России. Тульская школа N 36 с физико-математическими классами, в которой он преподавал, была знаменита ещё в советские годы, когда по всей стране насчитывалось всего несколько таких классов. Борис Анатольевич был не просто преподавателем, в физико-математических классах учились по его учебникам. А выпускники этого педагога без проблем поступали потом в самые престижные институты страны. Ещё бы - ведь в дополнение к домашним заданиям мы решали упражнения из институтских задачников. А весь класс выписывал студенческий журнал "Меридиан"!
Но мне лично он очень помог в жизни даже не как физик, а как старший товарищ. Я очень тяжело переживал переходный возраст. Если в восьмом классе в моём табеле были все "пятёрки" и лишь одна "четвёрка", то в девятом-десятом в школу меня можно было привести лишь под конвоем.
И тогда Борис Анатольевич начал со мной беседовать. Мы говорили с ним о смысле жизни: кто виноват, что делать? Словом, обсуждали все те проклятые вопросы, что мучают подростков в переходном возрасте. И всё это делалось легко и ненавязчиво.
- Коль, ты слишком школу полюбил, никак не
хочешь её закончить,- шутил он.
Он хорошо чувствовал душу ребёнка и открывал нам глаза на жизнь. Во-первых, изначально этот человек внушал огромное уважение: часто перед родителями не было так неудобно, как перед ним. И после нескольких бесед с ним я вдруг успокоился, снова стал учиться и без проблем поступил в институт, сдав все экзамены на "отлично". Такая вот произошла с моим мировоззрением бескровная операция.
Я часто вспоминал те беседы и использовал их в воспитании своих детей и учеников. А встречаясь с одноклассниками, мы до сих пор цитиру
Смотрите также:
- Тулячка, оскорблявшая на уроке своих учеников, уволилась →
- Убийства школьников стало «привычным делом» в США? →
- В тульские школы могут ввести уроки психологии →