Свои же люди...

   
   

"СВОИ люди - сочтемся" (режиссер-постановщик Дмитрий Краснов) - пьеса раннего Островского. Написана - страшно сказать - в самой середине девятнадцатого века. Но как узнаваемо меняется Лазарь Елизарыч Подхалюзин, еще вчера готовый целовать сапоги своему благодетелю, а теперь с легкостью проматывающий его состояние вместе с нежданной супругой. Сколько чиновничьего металла в голосе, участливого цинизма и совершенно современной беспринципности... Как узнаваемо жалок купец Самсон Силыч Большов, крутивший всеми на свете, от которого, завидев его в поддатом состоянии, все домочадцы разбегались по щелям, и вдруг безжалостно выкинутый из жизни своим же собственным приказчиком... В малиновой поддевочке - чтобы уж совсем расставить акценты.

У "Своих людей" есть и другое название - "Банкрот". Наверное, даже не учитывая свалившийся на наши головы кризис, оно более созвучно времени, и во многих театрах, обращаясь к этой пьесе, предпочитают выставлять на афишу именно его. Но при всей сладости темы актуальность банкротства старых пройдох под напором молодых да ранних все-таки уже не так остра... Во всяком случае на фоне вернувшихся диких нравов, когда совсем немодными становятся такие понятия, как совесть, порядочность и все заслоняет страсть к богатству, легким деньгам...

Как корабль назовешь, так он и поплывет. Спектакль начинается с двух прекрасных сольных сцен - Л. Гамуряк (ключница Фоминична) и М. Соловьевой (Липочка). Монолог Липочки вообще как ключик ко всему дальнейшему действию. Ведь зритель пришел смотреть комедию, и как раз в этом жанре здесь есть где разыграться...

"Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными, - мечтает Олимпиада Самсоновна. - То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! Восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу!.. Вот маменька, бывало, сердится, что учитель все за коленки хватает. Все это от необразования! Что за важность! Он танцмейстер, а не кто-нибудь другой"...

Тексты, написанные автором без малого два века назад, и по сей день афористичны, остры, смешны. И актерам играть все это в удовольствие. Невозможно выделить кого-то одного, наиболее блеснувшего... Здесь, пожалуй, тот случай, когда можно говорить именно об ансамбле. Когда зритель, долгое время веселившийся от души, с радостью подхватывавший очередную реплику стряпчего Сысоя Псоича (Г. Вершинин): "Я, пожалуй, рюмочку выпью", замирает, и вдруг от смешного до трагедии действительно оказывается один шаг. А Самсон Силыч Большов (Борис Заволокин) и его жена Аграфена Кондратьевна (И. Федотова, Е. Попенко) переживают страшнейшую из трагедий - предательство собственных детей. Желание получить новую коляску оказывается важнее позора отца... Пройдоха приказчик же, помимо благодетеля своего, кинул, говоря современным языком, ввиду дальнейшей ненадобности и оборотистую сваху Устинью Наумовну (Наталья Савченко), и любителя рюмочки Рисположенского. После чего с видимым безразличием смотрит в зрительный зал...

"Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, - это все врет, - обращается он к публике. - Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем, милости просим! Малого ребенка пришлёте - в луковице не обочтём".

На том и занавес...

Хотя всегда можно включить телевизионные новости и посмотреть продолжение. Правда, с другими именами...

Смотрите также: