Из века в век воспетый огород. Как энтузиасты продолжают дело Болотова

Возможно, какие-то из этих редких культур, благодаря популяризации Болотовского огорода, приживутся и войдут в постоянный рацион современного человека. © / Светлана Самойло / Из личного архива

Пимпинель, скорцонера, нигелла, бораго, портулак, рапунцель – эти мудрёные названия большинству обывателей вряд ли о чём скажут.

   
   

Но каждый профессиональный «огородник» знает ещё с десяток-другой подобных наименований из «списка произрастаний», как говорили во времена Андрея Тимофеевича Болотова, знаменитого на всю Россию учёного-агронома.

Агрономическая «мекка»

Сегодня энтузиасты стремятся возродить овощной и лекарственный огород, который знаменитый агроном заложил в XVIII веке в своём имении в деревне Дворяниново Заокского района Тульской области.

На грядках растут не только овощи, но и цветы Фото: Из личного архива Светланы Самойло

Этот огород был уникален по видовому составу: многообразие сочетаний редких растений поражало и современников Болотова, и агрономов наших дней. Подробно свой огород Болотов описал в работе «Нечто вообще об огородных произрастаниях», настольной книги всех интересующихся агрономией.

«Честно сказать, когда я впервые попала на огород музея Болотова, то была сильно расстроена, а руки просто опустились, - рассказывает автор проекта по возрождению огорода Светлана Самойло. – Потому что вместо легендарного места, о котором я много читала, передо мной предстало неухоженная территория, заросшая лебедой, через которую то тут, то там робко пробиваются остатки благородной зелени. Мы с группой единомышленников взялись за дело, и сегодня вид у огорода значительно лучше. Красивые ровные грядки. Вот нигелла растёт, а вот бораго, а там буквица зацвела. Но сделать предстоит ещё очень и очень много».

Огороду необходим постоянный уход, дорожки нужно отсыпать речной галькой, купить и привезти сюда новую хорошую землю, чтобы разбить новые грядки.

Мы возродили такие культуры, как пимпинель, овсяный корень, скорцонера, цикорий Борода Капуцина, портулак, артишок, рапунцель.
   
   

Как рассказывает Светлана, в планах – сделать огород «меккой» для всех, кто интересуется русскими традициями огородничества. В Дворяниново могли бы приезжать агрономы со всей России и зарубежья, а Болотовский огород вполне мог бы стать ещё одним тульским брендом. К слову, именно за границей более, чем у нас, известен огород Андрея Тимофеевича. Уже сейчас в Дворяниново время от времени приезжают учёные из разных стран. В мае здесь была итальянский помолог с мировым именем Изабелла Далла Раджоне. Но число посетителей тульских земель значительно возрастёт, если удастся воссоздать огород в первоначальном виде.

Грядка съедомых корений Фото: Из личного архива/ Светлана Самойло

«Его можно было бы использовать и в образовательных целях, - говорит Светлана Самойло. – Он был бы интересен как профессионалам, так и огородникам-любителям. Уже сегодня там есть что посмотреть. Мы возродили такие культуры, как пимпинель, овсяный корень, скорцонера, цикорий Борода Капуцина, портулак, артишок, рапунцель. Мы очень благодарны за помощь консультанту музея Болотова Наталье Иванкевич. Она провела большую научную работы по восстановлению «списка произрастаний». Ей пришлось немало в буквальном смысле расшифровывать, поскольку многие растения в XVIII веке назывались совершенно иначе. Зато теперь мы можем с гордость сказать, что частично воссоздали знаменитый огород, разыскали и высадили редкие культуры. Но впереди ещё много работы».

Как знать, возможно, какие-то из этих редких культур, благодаря популяризации, приживутся и войдут в постоянный рацион современного человека. Как это было в своё время, например, с картофелем и томатами. Поначалу их выращивали на клумбах исключительно ради красоты цветения. И именно Болотов рассказал всему тогдашнему прогрессивному человечеству о том, что помидоры и картошку можно употреблять в пищу.

«Русская поварня»

Кстати, возрождение старинных русских кулинарных традиций в Тульской области стало в последнее время популярным. Накануне в Белёвском районе собрались известные кулинары России, чтобы благоустроить могилу классика национальной кухни, нашего земляка Василия Алексеевича Лёвшина.

Ровно двести лет назад уроженец села Темрянь Белёвского уезда Василий Алексеевич Лёвшин издал первый фундаментальный труд «Русская поварня», знакомящий всех любопытных с секретами отечественных стряпух.

Два века спустя энтузиасты возрождения русской кухни, известные столичные повара Максим Сырников и Влад Пискунов почтили память своего предшественника и в честь юбилея благоустроили фамильное кладбище Лёвшиных. 19 и 20 августа их кулинарно-археологическая экспедиция прибыла в Темрянь.

Сегодня в Темряни мало что напоминает о наследии старинного рода Лёвшиных, потомков первых белёвских воевод. Развалины Покровского храма, заросшее одичавшей сиренью заброшенное кладбище, царство бурьяна на предполагаемом месте бывшей усадьбы. Посреди деревенских могильных холмиков одна-единственная памятная плита в честь Василия Алексеевича. Конечно, силами энтузиастов трудно за два дня изменить облик прихрамовой территории. Но всё же участники выезда в Темрянь остались довольны: мусор убран, трава скошена. Щедрой наградой труженикам стал обед, приготовленный продолжателями дела «Русской поварни» - на костре, по старинным рецептам.

Хочется верить, что на карте Тульской губернии отныне появится ещё один пункт, вызывающий интерес туристов и краеведов, а также поклонников национальной кухни.

Смотрите также: