Сын прославленного советского велогонщика, двукратного чемпиона мира Сергея Терещенкова Роман считает, что российским спортсменам в условиях санкций «вариться в собственном соку» вредно, но не губительно.
Попахивает предательством
Олег Бондарь, tula.aif.ru: Роман Сергеевич, к каким последствиям могут привести санкции против российского спорта?
Роман Терещенков: К самым плачевным. И первыми принимают удар спортсмены, которые находятся на пике формы и до недавнего времени занимались выстраиванием циклов подготовки к международным соревнованиям. Теперь всё это рухнуло. Конечно, можно проводить и альтернативные соревнования внутри страны, но будет ли тогда истинный дух конкуренции? Ведь состязаться придётся с соперниками не столь сильными, как на мировом уровне, а это российским сборникам в плане профессионального роста и достижений ничего хорошего не сулит.
К сожалению, спорт сегодня становится частью политики, а спортсмены - её заложниками.
- Как тогда спортсменам в условиях бойкота «держать планку» и не деградировать?
- Самое печальное, что ради этого некоторые из них уже всерьёз задумываются о смене спортивного гражданства с тем, чтобы получить возможность выступать на международных турнирах от других стран. Вроде бы это непатриотично и попахивает предательством. С другой стороны, понять подобный выбор тоже можно, если представить сколько усилий и средств тратится, к примеру, родителями для достижения детьми определённых вершин спортивной формы, и сколько потом разочарований в связи с тем, что всё оказывается напрасным. Ведь люди порою ставят на карту всё, многим жертвуют, и вдруг все мечты рушатся. Так человек психологически может и сломаться, и даже впасть в депрессию. Так что оценивать переезд наших спортсменов за границу можно двояко.
В Советском Союзе отношение к этому было гораздо категоричней, и спортсмены, за редким исключением, ставили превыше всего именно патриотизм. Когда отец выступал на крупных соревнованиях в Европе и США, к нему не раз подходили и прямо предлагали остаться, обещали многомиллионные контракты, дом, машину и так далее. Но он всегда отвечал отказом. А нам по возвращении из поездки говорил: «Как же я могу оставить родной дом?! Вас же будут считать семьёй предателя». Правда тогда и не было такого масштабного игнорирования отечественного спорта - мы вполне полноценно выступали на международной арене.
А при нынешней ситуации очень тяжело поддерживать спортивную форму и моральный дух в соревнованиях с самим собой. Но всё зависит от внутреннего стержня каждого. Главное - не опускать руки, не бросать тренировки и работать в прежнем режиме. Да, сейчас стимул становится несколько призрачным, но, думаю, что это ненадолго и скоро всё вернётся на круги своя. Нужно только перетерпеть.
Это мы уже проходили
- Всё это напоминает времена бойкота московской Олимпиады 1980 года...
- Совершенно верно. Причём тогда всё происходило в два этапа, а это, с учётом олимпийских циклов подготовки, целых восемь лет. Сперва спортсмены из капстран из-за акций, инициированных Соединёнными Штатами, не приехали к нам в 80-м, а через четыре года мы ответно игнорировали их летние игры в Лос-Анджелесе. В это время страны социалистического лагеря благополучно провели свои соревнования - «Дружба». И хотя победу в них никак не сравнить со званием олимпийского чемпиона, которое считается наивысшим достижением спортсменов, никто из них не сломал своей карьеры. Сейчас, правда, всё несколько сложнее, ведь многие страны тогдашнего соцлагеря нынче не на нашей стороне и поддерживают санкции. Второй «Дружбы» уже не получится. Но повторюсь - смотрю в будущее с оптимизмом и верю, что победит всё же не политика, а спорт.
- Ваш отец первым на тульской земле принял эстафету огня Олимпиады-80. Чем лично вам запомнилось это событие?
- Прежде всего тем, как он серьёзно к нему готовился - как будто к чемпионату мира. Ему сделали копию факела - деревянную болванку в два раза тяжелее оригинала, чтобы натренировать руки, ведь факел нужно было нести сколько-то и на вытянутой руке. И я одиннадцатилетним ребёнком наблюдал, как папа с этой болванкой бегал на даче по два-три километра, хотя в самой эстафете ему предстояло пробежать всего один километр и с факелом более лёгким. Отец понимал, насколько это ответственно - первым на границе Орловской и Тульской областей принимать эстафету олимпийского огня. Ведь это не просто проходной этап всего пути, а ключевая церемония, на которой присутствовали различные делегации, в том числе секретари обкомов обеих регионов. Всё прошло на высоком уровне, как и сама московская Олимпиада, несмотря на бойкот.
Отбирать телефоны, гнать на улицу
- Как вы оцениваете уровень развития профессионального и массового спорта в нашей области?
- Трудно не заметить, сколько новых спортивных объектов появляется в регионе, и трудно не догадаться, сколько денег вкладывается в различные виды спорта. Рывок за последние годы сделан большой. А наличие новых современных спортивных арен - это первый шаг на пути развития детского спорта. Единственное, чего не хватает, так это нашего легендарного велотрека - одного из старейших спортивных сооружений России. Надеюсь, что в ближайшее время его реконструкция наконец-то завершится и он, как и прежде, сможет принимать и выдающихся велогонщиков, и рядовых. Что и говорить, практически треть населения моего возраста в своё время прошла через Тульский велотрек.
И ещё один минус - соревнований по различным видам спорта в регионе проходит много, а вот зрителей на трибунах мало: одни спортсмены и родственники там. Считаю, что у нас не хватает спортивной рекламы - ни наружной, ни в СМИ. Ситуацию надо менять. Тогда и народ потянется.
- Тульская молодёжь сегодня более спортивна, чем, скажем, во времена вашей юности, или нет?
- Однозначно ответить сложно. С одной стороны, и в тренажёрных залах, и в парках занимающихся физкультурой стало заметней больше, как и самих мест для занятий. А с другой - мы имеем уже не одно поколение, полностью поглощённое гаджетами. А это значит, что многие дети лишены того живого общения и той физической активности, которые были раньше у нас. В моё время родители с улицы домой нас просто загоняли. И это было как наказание, потому что во дворах мы с утра до вечера играли в футбол, волейбол, хоккей и другие подвижные игры. Нам это нравилось. А сейчас дети играют в телефоне и наказание для них - это выход из дома. От этого многие из них страдают гиподинамией. Разве это нормально? Считаю, что, когда ребёнок идёт по улице и, ничего не замечая вокруг, увлечён чем-то в гаджете, это уже близко к нарушению психики. В прошлом году я у своего сына, тоже весьма подверженного подобному влиянию, на всё лето отобрал телефон. В результате увидел в ребёнке совершенно другого человека - открытого и общительного.
«Арсеналу» - патриотов!
- Как болельщик тульского «Арсенала», что скажете по поводу его вылета в ФНЛ?
- От этого не застрахован никто. Но на мой взгляд, как и другим командам, «Арсеналу» не хватает собственных воспитанников. Считаю, что выпускники действующей академии нашего клуба будут более ответственно относиться к выступлению за его главную команду. Легионеры со своим уровнем профессионализма - это конечно хорошо. Но не будем забывать, что они просто отрабатывают свои зарплаты, и в них нет самого главного - патриотизма. Сегодня поиграли у нас, завтра перешли в другую команду, послезавтра - в третью. И такая текучесть сейчас свойственна всему футболу, а скачут из клуба в клуб не только иностранные спортсмены, но и российские. И отношение к ним из-за этого меняется. Сегодня футбол - это профессиональное зарабатывание денег. Раньше конечно футболисты числились на заводах и кое-какие деньги тоже получали, но играли не за них, а за идею, за свой город.
Хотя причину неудач «Арсенала» искать только в этом не стоит. Ведь в командах из призовой тройки РПЛ тоже немало «не своих» футболистов, но они тем не менее результата добились. Есть мнение, что именно благодаря легионерам такое и возможно. Но ведь во времена Советского Союза наши клубы неплохо преуспевали и без них, а достижения на международной арене только подтверждали их класс. Тбилисское «Динамо», например, завоёвывало Кубок обладателей кубков УЕФА, а киевскому «Динамо» этот трофей доставался дважды, в их копилке был и Суперкубок УЕФА. Думаю, в немалой степени это произошло благодаря большому развитию в СССР детского и юношеского футбола. Лучшего примера для нынешнего российского футбола, пожалуй, и не найти.