Примерное время чтения: 16 минут
959

Нестеров, уволься! Беспокойного тренера отправили в аут?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. "АиФ-Тула" 08/07/2015
Олеся Степанова / АиФ-Тула

«Нестеров, уволься! - просила его начальница. - Я одна дочь воспитываю. У меня уже нервный тик».

Футбольный тренер Сергей Нестеров написал заявление по собственному. Говорит, пожалел начальницу, человек она хороший.

С этого момента прошёл почти год, и теперь о тренере узнало много туляков: он пробил куском тротуарной плитки двойной стеклопакет в двери «белого дома».

Досье
Сергей Александрович Нестеров родился 3 декабря 1968 года в Каменке Тульской области. Служил в армии. Окончил тульский педагогический институт. Всю жизнь работает с детьми. Работал в школе физруком, тренировал рукопашников, футболистов, готовил команды к «Зарнице». С 2000 года работал инструктором в молодежном центре «Заречье», последние 5 лет был тренером дворовых команд по футболу. Женат. Воспитал дочь.

Президент сказал

Олеся Степанова, «АиФ в Туле»: Вы хулиган?

Сергей Нестеров: Нет. Я просто не согласен с тем, как у нас обстоят дела с детским футболом. Президент России с экрана телевизора сказал развивать спорт. А я именно этим и занимался. Правда он лично мне не сказал, но я принял и на свой счёт. И тренирую ребят-футболистов уже пять лет.

В Туле когда-то было 9 больших футбольных полей. Сегодня одно в Заречье, и то в аренде машиностроительного завода. Остальные либо запущены, либо застроены. Детям, мечтающим о большом футболе тренироваться негде.

Три года бьюсь над тем, чтобы сделали в Туле большое поле. Тщетно. Недавно пошёл в газету, которую чиновники называют региональной ведущей, а там говорят: «Да нас только за общение с тобой уволят». Иду в телекомпанию. Спортивный обозреватель отбривает: «В Тульской области с футболом всё хорошо». Я даже опешил сначала от такой наглости.

- В том году 4-5 команд играли на «Кожаный мяч». Это же мало.

- Теперь будет больше.

Выяснилось, что 6-9 . На всю область!

Прохожу мимо «дома правительства», думаю, если какой камень попадётся, кину. А там камней этих – не меряно. Судьба.

- Но вы ж педагог. Чему же вы учите детей?

- Я их на стекольные акции с собой не беру. А другого способа обратить на проблемы спорта внимание чиновников уже не вижу.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

- Не удивлюсь, если вас объявят неадекватным и спишут на это всю вашу борьбу…

- Знаю. Но и меня люди знают, а именно им, а не чиновникам, делать заключения.

- А что мешало для начала поговорить?

- С 2012 года занимаюсь этим в регулярном режиме. Уже тогда у меня много ребят занималось. Мы использовали любую возможность для тренировок и выездов на турниры. Под выборы единоросы устроили турнир в Кимовскве. Нашу команду взяли на соревнование. У нас ребята из семей с разным достатком, кто-то может оплатить выезд, кто-то нет. Я к бывшему тогда гордепу от Заречья: «Помогите». Он говорит, мол, это акция «Единой России», вот и идите к ним. Хорошо, что я в то время работал в охране в Москве. Я просто взял свои деньги, и мы поехали. Турниров было не мало. Мы росли профессионально, ребята хотели играть в большой футбол.

Фото: АиФ-Тула/ Олеся Степанова

Чиновники же возмутились - ты зачем детей возишь в Кимовск, Новомосковск? У тебя дворовый футбол, вот и сиди со своими детьми во дворе. Они думают, что мальчики будут в такой футбол гонять, когда по телевизору другой показывают. Да и почему нельзя выше, если ребята хотят и у них получается?

1 ноября 2012 года я попал на личный приём к губернатору и успел ему рассказать, что в Туле нет больших полей, что нельзя тренироваться в мини, а играть в большой футбол, что на небольшой футбольной площадке возле 71 школы, построенной газпромовцами, нет света. Груздев дал указание Александру Ядыкину, бывшему тогда главой тульской администрации продумать, что делать. Ядыкин вскоре уволился, передав дело отвечающему за спорт в Туле Олегу Калитину, который тоже был под увольнением. Мы с ним давно знакомы. Вместе учились в институте. В одном общежитии жили, работали в лагере актива в Хомяково. Он приехал, посмотрел поле возле школы и уехал.

Я пошёл к тогдашнему депутату Олегу Воеводину. Меня принял его помощник Василий Чуриков. У них мы нашли поддержку. «Тулгорэлектротранс», который возглавлял Воеводин, оплачивал аренду, предоставлял транспорт для выездов на турниры. Мы выступили в Кимовске, выиграли у дубля «Арсенала». Сами устроили турнир в Заречье. Василий Петрович нам мячи оплатил - их же принимающая сторона предоставляет, много в других моментах помогал. Но и эти люди ушли в отставки.

Чиновник помог

- Вы хороший тренер?

- Не самый лучший, но и не плохой. Ребята говорят, у меня тренировки интересные.

- Я слышала это и от родителей ваших подопечных.

- А ведь условий ноль. Зимой нет ни одной крытой площадки. Школы на свои не пускают. У меня был мальчик в команде, его папа в работает «белом доме». Он договорился с кем-то, и директор 55 школы в середине учебного года нашла время для наших тренировок. Практически каждый день. Жаль мальчик оказался не футбольным, ходить перестал.

В начале года я пришёл к директору и услышал традиционное: мест нет. Индульгенция кончилась. А в 71 школе, похоже, дорогое покрытие берегут. Если играть в футбол, его можно повредить. Да и стены тоже. Футбол он такой – бьют, по стенам попадают…

Директор одной школы мне предлагала работу инструктора за 20 тыс. рублей. Я обрадовался. Не мотаться в Москву, буду с детьми работать. Но оказалось, что для этого надо неофициально выслужиться дворником.

- Дворником слабо?

- Слабо. У меня проблемы с позвоночником. Ну, у нас испортились отношения. «Хватит, надоели», - говорит директор. Пошли в соседнюю школу. Там: «Идите назад. Вы ж их выбрали». Но всё же смилостивились, а через короткое время выгнали. Мол, мои ребята выломали баскетбольное кольцо. Потом посмотрели записи видеокамер – не мои, но осадочек и решение остались.

Фото: АиФ-Тула/ Олеся Степанова

Я тогда написал несколько жалоб чиновникам, спрашивая: «Как же дети должны играть?». Напомнил: «Вам же губернатор дал распоряжение заняться детским футболом». Некоторые даже официального ответа не прислали. Эх, не знал я, что в некоторых случаях жалуюсь мужу на жену, сыну - на мать… А один чиновник «по дружбе» сказал: в Туле немало людей, которым наплевать, что говорит губернатор.

Я написал Александру Невскому на сайт, когда он был советником губернатора, Ирине Родниной, курирующей «Кожаный мяч» и Золотую шайбу» - поддержите! Молчание.

Первый камень

- Тогда я первый раз кинул камень. Убегать не собирался, меня мирно задержали. Вскоре директор 71 школы пригласила на встречу и сказала: на первый раз мы тебя простили, тренируйтесь. На их газпромовской площадке по-прежнему не было света. Я пошёл к чиновнику по молодёжной политике, сменившему Калитина и выслушал увлекательную лекцию на тему – «Испания прекрасная страна и экономически круче России, потому у них хороший футбол».

Говорю: «Просто у них правильное отношение к футболу, а у вас нет. Но как только клюнет жареный петух, так начинается: куда же высмотрели? полно легионеров! детский спорт в загоне!».

Он мне: «Наш приоритет – профессиональные спортсмены, а ты дворовый». Я его замучил просьбами сделать свет на площадке, несколько раз заставил пообещать. Но и этот чиновник уволился. А ребят, играющих у меня в футбол, становилось всё больше. Я договорился с залом в «Юности». Как-то пришли на тренировку, а нас не пускают. Взрослые дяденьки балуются в зале баскетболом. Оказалось – это система.

Обратился к Ольге Слюсаревой. Думаю, спортсменка, поймёт. Она удивилась – как же так, поля нет? Приехала в школу, посовещалась, чайку попила, погуляла по школе с директором. В итоге мне сказали, что я не умею договариваться.

Фото: АиФ/ Анастасия Новикова

Варяги не играют

- И тогда вновь подвернулся камень?

- Сначала поймал на одном мероприятии губернатора. Вот так и так говорю. Он: «Не хорошо. Но в 2016 году в Баташёвском саду появится поле. Будете играть».

- Так мои дети уже вырастут к тому моменту, - объясняю. - А возле 71 школы есть хороший кусок поля. Если его подравнять (когда газпромовцы свою площадку на его земле строили, отвалов наделали) и поставить ворота средние, то уже будет большое дело.

Нет, не в струю. Через несколько дней ко мне приехал председатель ветеранов ФК «Арсенал». Хотел подсказать, как тренировать ребят. Дело хорошее, но мне бы лучше сначала технику, что б отвалы разровнять, да «добро» на занятия на поле.

Фото: АиФ-Тула/ Олеся Степанова

С тех пор на все письма мне отвечает Дмитрий Яковлев, возглавляющий комитет молодежной политики и спорта в региональном правительстве. Я пишу Путину – опять Яковлев. И всё время отвечает на вопросы, которые я не задавал.

Может, конечно, это его внутренние вопросы. Они, естественно, важнее. Вот мне и приходится стёкла бить.

Мне сказали – у нас не любят тех, кто президенту пишет. Ну пусть меня и не любят, дети-то в чём виноваты?

К тому же, футбол самая популярная игра. В 2018 году в нашей стране Чемпионат мира. Почему бы с нашими тульскими талантами не поработать? К нам пришёл амбициозный губернатор, «Арсенал» возрождаем. Но не понимаем: то, что мы вылетели из высшей лиги закономерно. В команде ни одного туляка нет, а варяги никогда «до конца» не играют.

- Вы же когда-то учились у Владимира Афонского, преподававшего политологию и увлекавшегося футболом. Он человек влиятельный, известный, депутат Госдумы. Обратились бы к нему. Глядишь, госдепы программу какую-нибудь разработали, позволяющую финансировать строительство футбольных полей.

- Обращался. Не вспомнил он меня. Да всё и без новых программ можно решить, если бы кто-то просто захотел этим заняться. Когда я ударил по стеклу белого дома второй раз, рядом оказалась зам губернатора Галина Якушкина. Она, многолетняя моя знакомая, говорит: «Сергей, как ты можешь? Что ты сделал?». Постояла и ушла. Не сказала - завтра приходи, обсудим. А моя директор взмолилась: «Уволься!». Жаль хорошего человека: прокуратура, чиновники. Я написал заявление.

- Тут она поняла, что такое счастье…

- Думаю да. А тренироваться мы с ребятами не перестали. Нас приютил «Олимп», возглавляемый Юрием Митькиным. Он девчонок-баскетболисток готовит, возит на турниры. Но у них зал - только по ногам бить. С мячом бежать некуда.

Ездили на турнир в Советск, в Чернь. В Щёкино в спорткомплексе играли. Как зашли – шок. Там сказочное поле. На Косой горе играли. На турнире машиностроителей 2-е место взяли. Но все наши турниры в Туле – междусобойчики: «Петрович, подъезжай, поиграем». Нет информации, не поиграешь. Даже на «Кожаный мяч» никогда не присылают. Я бегал по кабинетам – нет ещё, не опоздаем? Тут узнаю о футбольном турнире. Иду к Яковлеву. Он обещает, что мы будем участвовать.

Когда-то в Клоково (летная часть в Заречье) мы зарницы проводили, я видел поле. Думаю, вдруг в хорошем состоянии. Оказалось, кочковатенькое, но есть. Даже ворота покрашены. Подошёл к командиру части, так мол и так. А он: «Тренируйтесь. Мы только за». Красавцы. Есть, есть приличные люди.

Беру две ночные смены в охране и, имея 15 тысяч, начинаю благоустраивать площадку. Планировал спонсоров. Но они меня не планировали. Не с детей же такие деньги собирать. Дети разные – достаток в семьях разный.

Грейдер поравнял нам поле за мой счет. А вот с катком повезло. Каток нашли. Хозяева катка, узнав ситуацию, посмеялись над моей упёртостью, прониклись и сказали: «Ладно, постараемся помочь». И сделали всё и изумительно, и бесплатно. Я купил сетку на ворота, извёстку, ребята, футболисты мои, подключились, разметку сделали. Тренируемся. Ребята часами на поле. Турнирный кураж. Но что-то время подходит заявки подавать, а Яковлев все отделывается шаблонными смс «перезвоню». А когда встретились, говорит - не получится.

- Дайте угадаю - вы опять к губернатору?

- Да, узнаю, он встречается с пролетарцами. Тренироваться некогда, ходим по пустыне в поисках лучшей доли. Дождались, когда долгие отчёты чиновников закончатся, идём к микрофону. Глядь, а моих ребят отсекли и вывели из зала. Возвращаюсь. «Сказали, нам нельзя, - рассказывают.- Вот, выгнали». «Вы что бараны - выгнали».

Опять идём. Нас начинают оттеснять. Объясняю, о чём хотим говорить. Нельзя. Какой-то парень со мной пообщался, сообщает другому: «Похоже, Яковлев накосячил». Дали микрофон, представляюсь. Губернатор: «А чего вы у нас не работаете?». «Поля нет, из залов детей выгоняют, вместо них взрослые дядьки тренируются. Пять лет нет света на площадке. Вы давали команду обустроить большое поле. Поле не сделали. Теперь до турнира не допускают».

Он чиновнице регионального правительства указание – решить вопрос. Она мой телефон взяла, свой не дала. Наверное, предчувствовала, что не нужен будет.

- Так ваши играют в турнире?

- Команда – нет. Никто лишних движений делать не захотел. Не решила вопрос чиновница. Яковлев сказал, что про установку губернатора ему ничего не известно.

Вот и спрашивается – а кто там вокруг него? Получается, эти люди дискредитируют губернатора, а в конечном итоге президента, который всем сказал спорт развивать.

Я пошёл в «независимые» СМИ, потом в третий раз разбил стекло.

Вечером мне Яковлев позвонил: «Ты что хочешь?» «Уже ничего. Это русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

А что, свет появился на спортплощадке в 71 школе? Или поле в Туле сделали?

Он предложил мне стать тренером в Обидимо. Думаю, сделал это, чтобы отмахнуться. Не верю я ему. Да и это предательство по отношению к ребятам, которые хотят играть в большой футбол и с которыми я пять лет вместе.

Мне с детьми нравится работать. И чего бьют по рукам?

Р.S. На страничке команды в Контакте он написал своим ребятам: «Я отказался. Дальше всё в ваших руках. Тренер».

Справка
Титулы футбольного клуба «Олимп»: серебряный призёр «Новогоднего турнира», серебряный призёр чемпионата Заречья, дважды бронзовый призёр чемпионата Тулы по футболу, бронзовый призёр «Новогоднего турнира» в Плеханово, серебряный призёр областного турнира г. Советск. За пять лет несколько раз - чемпион Тулы среди «дворовых» команд, в разных возрастных группах.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах