Примерное время чтения: 11 минут
723

Алина Надеждина: «Бросай курить - садись на велик!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. "АиФ-Тула" 24/09/2014
Первым делом я заменила старую синюю изоленту на рогах руля на красную, под цвет самого велосипеда и губной помады
Первым делом я заменила старую синюю изоленту на рогах руля на красную, под цвет самого велосипеда и губной помады / Алина НАДЕЖДИНА / Из личного архива

Замечали, как много велосипедистов сейчас на улицах города? Все достали из гаражей кто старого «Туриста», кто новомодный байк. Кататься на велосипеде вновь становится популярным. Хотя, казалось бы, мода на него вообще не должна была проходить.

Мужчина с характером

Велосипед в моей жизни появился случайно. Одним апрельским вечером на остановке мне встретился давний друг - страстный любитель велоспорта. Случайно выяснилось, что его брат купил себе нового железного коня, и в квартире теперь занимает место старый, никому не нужный велик. «Беру не глядя, - решила я и тактично уточнила: - в безвозмездное пользование». Так в моем доме появился Мистер Ти (кличка пошла от первой буквы названия марки производителя велосипеда - «Trek»).

Меня не смутило, что велосипед был откровенно мужской, с прямой тяжёлой рамой. И что к рулю по краям в виде бараньего рога сурово припаяны железные ручки, обмотанные потрепанной синей изолентой. И даже то, что тормоза - подозрительно тугие. Он был моим, и счастью не было предела.

Мистер Ти оказался мужчиной с характером, с недоверием относящимся к малознакомым девушкам. Во время первой же поездки по городу я умудрилась упасть три раза (или меня жестоко скинули). В этом, конечно, была и моя вина: последний раз каталась на велосипеде лет в тринадцать. «Не могла же я забыть столь элементарные вещи!» - уговаривала себя, впервые садясь за руль. Увы, несколько синяков и ссадин украшали мои ноги добрую половину мая.

В связи с этим первый совет, который могу дать новичкам-взрослым, решившим покорить двухколёсный транспорт: катайтесь медленно и осторожно. Выбирайте хорошо знакомый маршрут с ровной дорогой. Если это не про ваш двор, то идеальным местом будет Центральный парк.

Успеть за 60 минут

Место для прогулки на велосипеде можно выбрать любое: достаточно просто заранее проложить маршрут по карте.

Поездка с друзьями в Барсуки. Вообще-то мы собирались в Ясную Поляну, но почему-то предпочли ей прохладный водоём. Фото: Из личного архива / Алина НАДЕЖДИНА

По советам знакомых («зачем кататься по пыльным тульским дорогам», «ах, как хорошо ездить на природе») моя вторая в сознательной жизни поездка прошла за городом.

Мы с друзьями ели бананы и крекеры у обрыва Демидовского карьера, загорали у озера в районе Красного Яра (в народе «Красноярск»), фотографировали реставрирующиеся церкви (которых, к моему приятному удивлению, оказалось немало) и цветущие сады.

Природа, конечно, поразила с первого взгляда: чистые поля, относительно ровная просёлочная дорога, зелёное море травы до самой линии горизонта, лучики солнца, отражавшиеся во встречающихся водоёмах… Как чисто городской житель успела позабыть, что такое чистый воздух. Здесь же он был везде, и надышаться им вдоволь было просто невозможно.

Потеряв чувство времени, очнулась только на обратной дороге, на подъезде к Тулачермету. Оказалось, что за шесть с половиной часов велопрогулки мы проехали 62,32 км. Естественно, весь мой следующий день прошёл лёжа в кровати в полубесчувственном от усталости состоянии.

Спустя неделю, уже физически окрепшая и морально готовая покорять область дальше, я отправилась к «Золотому городу» - небольшому закрытому парку в китайском стиле в Венёвском районе. Дорога туда была полна приключений: во время привала мы с друзьями купались в случайно приглянувшемся пруду; проезжая через густой лес, спасались от диких голодных комаров, а потом вообще умудрились заблудиться в чистом поле. Благо с нами оказался человек, прекрасно ориентирующийся на местности. Только благодаря ему мы кое-как добрались до точки назначения. И… тут же повернули обратно, даже не зайдя в парк. Дело в том, что ближе к концу пути стало понятно, что сил на обратную дорогу у меня просто нет. «Вы самое слабое звено», - крутилось у меня в голове, пока мы пытались узнать у местных, как же теперь добраться до Тулы. Оказалось, что единственная (!) возможность попасть домой - это успеть на последний дизельный поезд, отправляющийся из Шварца через час. Чтобы было понятно: от вокзала отделяло 5 км незнакомой просёлочной дороги и отсутствие сил сдвинуться хоть на метр.

На поезд тогда мы всё-таки успели. Но кататься «в поля» меня с собой больше не брали.

Резюмируя все мои полевые «покатушки», можно дать несколько чисто женских житейских советов для летних поездок на дальние расстояния. Во-первых, берите с собой головной убор (кепку, бандану или панаму) и солнечные очки. Глаза быстро устают от солнца, а перегреваться в чистом поле чревато нехорошими последствиями. Кому-то могут также понадобиться велосипедные перчатки. Не пренебрегайте ими: это грозит мозолями на пальцах или подушечках ладони. Во-вторых, намажьте открытые участки тела кремом от солнца (или хотя бы возьмите его с собой). Поверьте, вы обгорите, не успев этого заметить. И, конечно же, не забывайте про воду. Её понадобится много, даже если вы мало пьёте. Двух бутылок по 1,5 литра вполне должно хватит.

Волшебство, да и только

Как оказалось, на велосипеде вполне успешно можно кататься и в пределах города. Причём не только Тулы.

Памятник Юрию Гагарину в цветущей Калуге. Фото: Из личного архива / Алина НАДЕЖДИНА

На дизельном поезде за 2,5 часа можно доехать до Калуги (за провоз велосипеда денег не берут) и за день с лёгкостью (уже на велосипеде) объехать её почти всю.

Калуга показалась мне небольшим городом по сравнению с Тулой. Выгодно отличает её насыщенное озеленение. Например, по всей длине одной из самых широких транспортных артерий города - улице Кирова - растут деревья. Причём не по бокам дороги, как у нас, а в центре. В каждом районе города разбито несколько небольших парков или скверов (часто рядом с церковью), в которых удобно и приятно гулять с детьми. Одно «но»: с велосипедами в эти скверы не пускают.

Вообще кроме городских улиц я не нашла, где бы можно было свободно покататься в удовольствие. Да и культура водителей оставляла желать лучшего: несколько раз меня намеренно не пропускали на пешеходном переходе. Хотя я, следуя правилам, проходила по нему, везя велосипед рядом с собой. В этом плане Тула и тульские водители (по крайней мере, встречающиеся мне) намного приветливее.

После этой поездки я осознала всю прелесть и красоту нашего Центрального парка им. П.П. Белоусова. За последние 5 лет он изменился просто до неузнаваемости. Новые посадки и клумбы, хорошие лавочки, мусорные урны, чистые дорожки. Но самое главное изменение, на мой взгляд, - это новый асфальт. В течение нескольких сезонов его клали в различных участках парка, и наконец ремонтные работы окончены. Кататься по этому покрытию классно. Неважно, на велосипеде ты, роликах, скейте или самокате. Даже идти пешком приятно.

К моему удивлению, наш город с джентльменской вежливостью принял начинающую велосипедистку. Практически на всех тротуарах перед бордюрами есть небольшие пандусы, облегчающие заезд. У многих зданий оборудованы специальные велопарковки. Отдельно отмечу и велосипедные дорожки на некоторых тротуарах города (например, вдоль Красноармейского проспекта). Это замечательная инициатива, которая, к сожалению, не всегда находит отклик у пешеходов. Часто они просто не замечают белую разделительную полосу между пешеходной стороной и небольшой узкой дорожкой для двухколесного транспорта. И возмущённо удивляются, когда кто-то просит их подвинуться с полосы движения. Но, полагаю, в ближайшем времени всё наладится. Тем более, учитывая ту популярность, которую набирает велосипедный спорт.

Работа головой и ногами

В последние годы велоспорт полюбили туляки различных возрастов. Кто-то просто катается, кто-то использует велосипед как альтернативу общественному транспорту, чтобы добраться до учёбы или работы. Скажу больше: многие работодатели поощряют стремление своих работников к здоровому образу жизни, устраивая внутрикорпоративные соревнования.

Финал корпоративного «Велоквеста» в Центральном парке. Я была выбрана капитаном команды имени Леонардо да Винчи. Фото: Из личного архива / Алина НАДЕЖДИНА

Мне повезло принять участие в «Велоквесте», проводимом не так давно у меня на работе. Соревнование было похоже на популярную игру «Дозор», только вместо машин все перемещения осуществлялись на велосипедах. Нужно было решить головоломки, в которых организаторы загадали различные достопримечательности города, и быстрее соперников добраться до них. Попробуйте, например, отгадать, какие места здесь зашифрованы: «Первый дом», «Тульский Биг Бен», «Собственность Карабаса-Барабаса», «Ворота рая»?

За 2,5 часа наша весёлая шумная компания из 30 велосипедистов намотала немало кругов по городу. На финише же около центрального пруда в парке им. П.П. Белоусова нас ждал пикник. Уставшие, но довольные, мы наворачивали бутерброды и любовались закатом солнца.

Если же у вас на работе нет активных поклонников велосипеда, ничего страшного. Найти компанию легко можно в социальных сетях. Создано множество тульских групп, где желающие покататься пишут время и место общей встречи. Присоединиться к такой компании может любой. Единственное, нужно сразу уточнять расстояние и маршрут поездки. Иначе может оказаться, что вы или ваш велосипед будут не готовы к подобному мероприятию.

Лето с Норкой

Вообще выбор велосипеда - это отдельная тема. Существует множество статей и видеороликов о том, как правильно его подобрать и эксплуатировать. Решив к концу сезона всё-таки купить свой собственный велик, я изучила довольно много материалов по этому вопросу. Даже провела соцопрос среди друзей. Наиболее популярными и котирующимися марками оказались GT, Cube, Giant, Cannondale, Merida.

Однако при покупке, как любая девушка, я руководствовалась больше не полученными ценными знаниями, а банальным удобством. И взяла себе велосипед неизвестной мне канадской марки Norco. Ярко-красный, лёгкий, с заниженной рамой, отличным обвесом (комплектующими) - он просто запал в душу. Это была любовь с первого взгляда. «Нет у меня шубы, так хоть в Норке летом похожу», - смеялась я, оплачивая покупку.

Пока о своём выборе не жалею. «Норик» отлично ведёт себя как на грунтовой дороге, так и в городских джунглях. Конец лета и тёплые деньки приближающейся осени уже манят приятными велопрогулками.

Если вы решили приобрести себе верного железного друга, не тяните. Вы не пожалеете о покупке. Да и в магазинах сейчас хорошие скидки.

Очень благодарна всем друзьям и знакомым, которые мотивировали меня к занятию велоспортом. Это не только отличный досуг, но и возможность провести время в приятной компании, завести новых друзей.

Просто один раз попробуйте покататься. Дорога найдёт вас сама.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах