«Сегодня я выступал среди спортсменов на мотоциклах, объём двигателей которых не превышает 250 кубических сантиметров. Занял девятое место на всероссийском этапе и третье – в Чемпионате Центрального Федерального округа, – рассказывает спортсмен Максим Кузнецов. – На старт вышли очень серьёзные соперники – многократные победители различных соревнований, мастера спорта международного класса. Мои результаты – хороший стимул повысить уровень подготовки к следующему Чемпионату. В 2017 году я стал чемпионом ЦФО по мотокроссу, в 2018-м – занял четвертое место. В этом – 9-е по России и 3-е по ЦФО. Тренируюсь я минимум раз в неделю – вместе с единомышленниками мы самостоятельно оборудовали трассу, стараемся регулярно выбираться туда и оттачивать навыки».
Мотокросс для Максима – не просто спорт, а образ жизни. Впервые в седло кроссового мотоцикла он сел в семилетнем возрасте, а спустя год в его «копилке» появилась первая награда
«Спортом меня «заразил» отец, – вспоминает Максим. – Он дружил с замечательным человеком – мастером спорта СССР по мотокроссу, тренером Анатолием Васильевичем Даниловым. Анатолий Васильевич очень хотел иметь «спортивного наследника», которому можно передать свои знания и навыки. Он воспитал дочь, которая тоже связала свою жизнь со спортом и сейчас серьёзно занимается гимнастикой и лёгкой атлетикой. Но мотокросс – всё-таки, более «мужская» сфера, поэтому Анатолий Васильевич предложил моему отцу потренировать меня и он ответил согласием.
Первый свой мотоцикл я помню до сих пор – это был малокубатурный «японец» – «Кавасаки». В восемь лет я взял свою первую «бронзу» на соревнованиях в Воронежской области. Страшно гордился медалью и даже получил «гонорар» – по-моему, около 70 рублей. Это были первые самостоятельно заработанные мной деньги! Я долгое время занимался в мотоклубе «Тулица», нашёл там множество друзей и единомышленников. Сейчас я кандидат в мастера спорта, уже 20 лет мотокросс для меня – часть жизни, во многом определившая мои ценности и принципы и даже вектор профессионального развития».
Из десанта – в полицию
После школы Максим отслужил срочную службу в Тульской 106-й гвардейской дивизии ВДВ, получил высшее образование, а когда пришло время определяться с профессией, его увлечение «напомнило о себе» и… привело молодого человека на службу в тульское Управление ГИБДД:
«Так уж вышло, что в мотоциклетной «тусовке» я кручусь почти всю свою сознательную жизнь. И вот как-то в разговоре прозвучало, что в Госавтоинспекции собираются формировать мотоциклетное подразделение. К тому моменту, после учёбы и службы я уже задумывался о том, чтобы связать жизнь с правоохранительными органами, а эта новость стала для меня решающей. Я заинтересовался этим вопросом всерьёз, пришёл в отдел кадров. Всем необходимым требованием я соответствовал, а спортивный опыт стал моим главным преимуществом. В общем, очень скоро я сменил маленький и юркий кроссовый байк на солидный патрульный мотоцикл».
Возможно, это прозвучит странно, но в обычной жизни я не езжу на мотоцикле по городу.
Максим утверждает, что спортивная езда по специальной подготовленной трассе и повседневное передвижение в городском потоке – вещи практически несопоставимые:
«Возможно, это прозвучит странно, но в обычной жизни я не езжу на мотоцикле по городу. Во-первых, кроссовые мотоциклы не предназначены для городских условий. Там специфическая компоновка и настройка всех агрегатов, неприемлемая в городе. Я никогда не езжу на «кроссах» даже на тренировки – на площадку мотоциклы прибывают в кузове грузового фургона. От состояния двигателя, коробки и других элементов во многом зависит исход гонки – нельзя «убивать» машину почём зря.
Кроссовый мотоцикл – это не средство передвижения, а спортивный снаряд, требущий особого к себе обращения. Сейчас в моём гараже стоят две японские «Ямахи». Объём двигателя – 450 кубических сантиметров. Многим кажется, что это мало. Я бы посоветовал таким людям вживую посмотреть хотя бы одну кроссовую гонку. Мотокросс – это совсем не детская игра, а серьёзный спорт. Высокие скорости, резкие повороты, адреналиновые прыжки – таких ощущений не доставит ни один стандартный автомобильный движок. Обслуживаю технику я исключительно сам, вместе с отцом. Во время службы в десанте я крепко усвоил основной принцип: только самостоятельно уложив парашют, можно быть уверенным в том, что твой прыжок завершится благополучно. С мотокроссом – то же самое. Если хочешь прийти к финишу первым, ты обязан знать свой мотоцикл от «А» до «Я» и даже больше».
Ловушка для пьяного
Ежедневно общаясь на дорогах с водителями и мотоциклистами, полицейский убедился, что это правило должно стать основным для всех участников дорожного движения – тогда дороги будут безопаснее, а число аварий значительно сократится:
«Многие водители крайне безответственно подходят к обучению вождению, воспринимая это лишь как возможность получить заветный документ и водить машину или мотоцикл, не боясь получить крупный штраф. Находясь за рулём, водитель всегда несёт ответственность не только за себя, но и за жизни и здоровье окружающих. Нужно быть полностью уверенным в своих навыках и умениях, знании теоретических и практических аспектов вождения. Для мотоциклистов это особенно важно – к сожалению, даже несильные столкновения и падения оборачиваются очень серьёзными травмами, а причиной ДТП может стать всё, что угодно – от состояния дорожного покрытия до банального неумения совладать со своим «железным конём».
Однажды, находясь на службе, я остановил байкера на довольно тяжёлом «круизе». Мне показалось, что молодой человек чувствует себя не слишком уверенно на таком «мастодонте» – двигался по полосе рывками, постоянно дёргал руль и зачем-то оглядывался назад, игнорируя зеркала заднего вида. Я проверил документы, провёл небольшую разъяснительную работу – порекомендовал взять несколько дополнительных уроков вождения у опытного инструктора, знакомого именно с таким типом мотоциклов. Разговор происходил на обочине, а буквально в тридцати метрах был съезд на грунтовую дорогу. Мотоциклист решил свернуть на неё, но слишком сильно вывернул руль, не рассчитал центр тяжести своего «круиза» и завалился набок. К счастью, скорость движения была минимальной, а на мотоцикле были установлены дуги безопасности – иначе 300-килограммовый «конь» просто сломал бы байкеру ногу».
Сам Максим за годы занятий мотокроссом к падениям привык – без них не обходится ни одно серьёзное соревнование, а ссадины и синяки уже перестал считать.
«Конечно, любая гонка – это риск. И задача каждого участника заезда – с помощью своих навыков и умений минимизировать возможные негативные последствия. Очень важно иметь не только подготовленный к кроссовым гонкам мотоцикл, но и надёжную экипировку, которая может по-настоящему спасти жизнь в случае ДТП. В этом вопросе многие мотоциклисты тоже проявляют небрежность и ограничиваются китайскими шлемами не самого лучшего качества – лишь бы не оштрафовали. О защите рук, ног, спины и корпуса думают единицы. Я очень надеюсь, что со временем мотокультура в Туле выйдет на новый уровень – люди станут более серьёзными и ответственными. Для мотоциклиста жизнь – как контролируемый занос – если ты достаточно владеешь техникой и теорией, ты сможешь получать от неё настоящее удовольствие, если нет – лучше выбрать для себя что-то другое».
Среди автомобилистов нарушителей тоже хватает. Иногда пренебрежение ПДД и чрезмерная лихость, подогретая алкоголем, могут в буквальном смысле «поставить на уши» полгорода.
«Как-то зимой мы с напарником на патрульном автомобиле преследовали пьяного водителя, – рассказывает инспектор. – Он не собирался останавливаться и съехал с основной дороги в промзону. Погода была холодная и промозглая, на земле лежал рыхлый снег. Из-за таких метеоусловий нарушитель не заметил, как попал в ловушку – «сел» на железнодорожные пути. Колёса потеряли сцепление с поверхностью, и машина повисла на рельсах. Пришлось в срочном порядке связываться с диспетчерами РЖД, оповещать о происшествии все экстренные службы, останавливать движение поездов. К счастью, последствия ДТП довольно быстро удалось ликвидировать. За руль этот любитель «пьяной езды» сможет сесть ещё очень нескоро».
На вопрос о хобби и увлечениях Максим отвечает коротко и просто: «Мотокросс». Всё свободное время он посвящает тренировкам и соревнованиям. Большая мечта Максима – попробовать свои силы на тренерском поприще:
«В последние годы мотокросс стремительно набирает популярность, и превращается из сугубо спортивной дисциплины в модное увлечение. Думаю, за почти 20 лет спортивной карьеры я накопил достаточно знаний и опыта, чтобы поделиться ими с новичками и, возможно, попробовать разработать индивидуальный подход к обучению вождения кроссового мотоцикла. Ну и, конечно, хотелось бы вернуться на пьедестал, стать чемпионом. Хотя для меня количество кубков и медалей – не цель и не показатель. Чемпион – это не звание, это состояние духа. Кем ты себя ощущаешь – тем, в конце концов, и станешь. Но пока всё это – философия. Постараюсь воплотить её в жизнь (улыбается)».